Главная страница

Здоровьесберегающее пространство школы это территория комплексной, последовательной и эффективной заботы работников образования о здоровье учащихся



Скачать 123.37 Kb.
НазваниеЗдоровьесберегающее пространство школы это территория комплексной, последовательной и эффективной заботы работников образования о здоровье учащихся
Дата02.03.2016
Размер123.37 Kb.
ТипДокументы

ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ
Любимова Татьяна Геннадьевна

учитель

МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ -

ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ,

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ,

А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТЫ

КАЖДОГО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И БЛАГОПОЛУЧИИ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:

здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 86% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать?

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20 — 25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Выделяют следующие их формы:

  • заболевания костно-мышечной системы;

  • органов зрения;

  • болезни органов дыхания;

  • органов пищеварения;

  • нервные и сердечнососудистые заболевания.

Давайте посмотрим, на результаты проведенного медицинского осмотра детей, с которыми мы работаем и здоровье которых обязаны сохранить.
Информация о заболеваниях детей, обучающихся в школе.


Понижение зрения

12,9%

Плоскостопие

5,8%

Ожирение

5,3%

Хронические заболевания ЖКТ

4,1%

Сколиоз

1,5%

Хронический бронхит, бр.астма

1,5%

ДУЩЖ (диффузное увеличение щитовидной железы)

1,5%

Нарушение осанки

1,4%

Хронические заболевания почек

1,3%

Дефекты речи

0,7%

Всего имеют заболевания

67,5%


Распределение обучающихся по группам здоровья


Группы

здоровья

1 – 4

классы

5 – 9

классы

10 – 11

классы

Всего

По школе

первая

20%

14,5%

4,1%

38,6%

вторая

23,5%

23.4%

6,4%

53,3%

третья

3,1%

3,5%

1,3%

7,9%

четвертая

0,1%

0,1%

-

0,2%

всего

46,7%

41,5%

11,8%





Распределение обучающихся по группам физической культуры


основная

75%

подготовительная

22,4%

специальная

2%

освобождены

0,6%



Проблема здоровья у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

На школьников воздействуют те же угрожающие факторы, что и на других людей. Это наследственность (генетические факторы); воздействие природной среды (экология); уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения); образ жизни человека и характер его основной деятельности. Именно этот последний фактор играет определяющую роль для здоровья человека.

Факторы, влияющие на здоровье человека


ОБРАЗ ЖИЗНИ

50%

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

20%

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

20%

СИСТЕМА ЗДАВООХРАНЕНИЯ

10%


Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Задача школы  — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и  неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь  недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

Основная задача педагогического коллектива школы заключается в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат творческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. 
Формы и средства организации деятельности
учащихся на уроке


Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

– работа в группах (как статическая, так и подвижная);

– работа в парах сменного состава;

– фронтальный опрос с использованием предмета;

– использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

– хлопанье в ладоши;

– использование сигнальных карточек различного цвета;

– деятельность с элементами соревнований и т. д.

Средства организации деятельности учащихся на уроке можно разбить на следующие группы:

1-я г р у п п а

Средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами.

Это

  • различные физминутки

  • упражнения для глаз

        • офтальмотренажеры

        • зрительные тренажеры

  • комплекс физических упражнений

        • наклонов

        • приседаний

        • вращательных движений рук.

2-я г р у п п а

Средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие.

Сюда относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.

Примером упражнений этой группы являются «Ритмичные игры», описанные Л. Г. Петерсон, в которых двигательная активность детей направлена на усвоение содержания учебных понятий.

К этой группе относится прием «живого настроения», где учащимся предлагается взять за руки друг друга, изобразить квадрат, цилиндр и др.

Данный прием используется при усвоении компонентов сложения, вычисления, при знакомстве с задачами на движение и т. д. У детей при соприкасании рук возникает чувство защищенности, единства, близости.

В данную группу средств входят и карточки «я» и «хор». На карточке «я» условно изображен ребенок с поднятой рукой, «хор» – несколько детских лиц. Показ карточек «я» и «хор» означает, кто должен говорить: один или все хором.

Дети таким образом учатся слушать друг друга, ощущать себя участником общего дела, что возмещает частично дефицит речи на уроках, способствует развитию внимания.

3-я г р у п п а

Средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.

4-я г р у п п а

Средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых.
Методы, приемы и формы обучения

1. К о м ф о р т н о е н а ч а л о и о к о н ч а н и е у р о к а, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;

б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;

в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

2. Проведение на уроке разнообразных в а л е о л о г и ч е с к и х п а у з, д ы х а т е л ь н о й г и м н а с т и к и, с а м о м а с с а ж а, у п р а ж н е н и й, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

3. О б ъ я с н е н и е н о в о г о м а т е р и а л а с о п о р о й на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

4. У п о р я д о ч е н и е с и с т е м ы д о м а ш н и х з а д а н и й, их дозировка, выбор, творческий характер.

(Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.

5. У ч е т и н д и в и д у а л ь н ы х с п о с о б н о с т е й и о с о б е н - н о с т е й р е б е н к а.

Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.

6. О п р о с только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока).

7. К а ж д ы й з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и й у р о к должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.

Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Этюды для души».

8. В к л ю ч е н и е в с о д е р ж а н и е у р о к о в «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Л и ч н ы й п р и м е р у ч и т е л я.

(Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

10. О р г а н и з а ц и я с а м о р е ф л е к с и и.

Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Кратко можно суммировать основные рекомендации   по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом

    1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Помогите ему в этом.

    2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

    3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку.