Главная страница

Заседание шмо протокол № 20 г



НазваниеЗаседание шмо протокол № 20 г
страница1/3
Дата06.03.2016
Размер0.58 Mb.
ТипЗаседание
  1   2   3


Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Славгорода Алтайского края

Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 13» _____________ И.Н.Бабанин

Приказ №_______________

«___»______________20_____ г.

Согласовано Зам.директора по УВР

__________ Н.А.Скрипко

«___»__________20_____ г.

Рассмотрено

Заседание ШМО _________________

Протокол № ____________________

«______»______________20___г.

Руководитель ШМО____Е.А.Давиденко

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) биология
Ступень, уровень общего образования: основное общее образование, 8 класс

Срок реализации 1 год, учебный год 2014 - 2015

Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы (название, автор, год издания) : Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 8 класс. Человек. Н.И.Сонин, 2011 г.
Ф.И.О. учителя Шевлякова Татьяна Ивановна _______________________________

(подпись)
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение анатомии и физиологии человеческого организма и факторов, влияющих на его здоровье

Задачи программы:

  • - изучение строения и закономерностей функционирования систем органов человека, ознакомление с заболеваниями человека и условиями сохранения и укрепления здоровья;

  • - продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, делать выводы, выполнять практические работы;

  • - развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;

  • - осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соот­ветствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой.

  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Программой предусмотрено 7 часов резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельно­сти предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.

Требования к уровню подготовки  учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

  • признаки сходства и отличия человека и животных;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(8 класс)




Наименование разделов и тем


Всего

часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и

диагностические материалы

1.

Место человека в системе органического мира

2







2.

Происхождение человека

2







3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1







4.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Ла­бораторная ра­бота «Изуче­ние микроскопи­ческого строения тканей»

Ла­бораторная ра­бота «Распо­знавание на таб­лицах органов и систем органов человека».

Зачет №1 по теме «Об­щий обзор организма человека».

5.

Координация и регуляция

10

Лабораторная работа «Изучение строения голов­ного мозга че­ловека (по му­ляжам)».

Лабораторная работа «Изучение из­менения разме­ра зрачка».

Зачет №2 по теме «Коор­динация и регуля­ция

6.

Опора и движение

8

Лабораторная работа «Изучение внеш­него вида отдельных костей»

Лабораторная работа «Выявление влияния стати­ческой и дина­мической рабо­ты на утомление мышц»

Зачет №3 по теме «Опо­ра и движение».

7.

Внутренняя среда организма

3

Лабораторная работа «Изучение мик­роскопического строения кро­ви».





8.

Транспорт веществ

4

Практическая работа «Измерение кровяного давления»

Практическая работа «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»


Зачет №4 по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

9.

Дыхание

5

Лабораторная работа «Определение частоты дыха­ния».

Зачет №5 по теме «Ды­хание»

10.

Пищеварение

5

Лабораторная работа «Действие фер­ментов слюны на крахмал, дей­ствия желудоч­ного сока на белки»





11.

Обмен веществ и энергии

2

Практическая работа

«Определение норм рацио­нального пита­ния».


Зачет №6 по темам «Пи­щеварительная сис­тема. Обмен ве­ществ»

12.

Выделение

2







13.

Покровы тела

3




Зачет №7 по темам «Вы­деление. Кожа».

14.

Размножение и развитие

3







15.

Высшая нервная деятельность

5




Зачет №8 по теме «Выс­шая нервная дея­тельность».

16.


17.

Человек и его здоровье


Резервное время

4


7

Практическая работа

«Изучение приемов оста­новки капилляр­ного, венозного, артериального кровотечений».

Практическая работа «Анализ и оцен­ка влияния фак­торов окружаю­щей среды, факторов риска на здоровье».







ИТОГО

70

14

8


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока


Тип урока

Вид контроля

Требования

к уровню подготовки


Домашнее задание

Дата

Разделы 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

1.
2.

Место человека в системе органиче­ского мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них.


Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.


Самостоятельная работа в рабочей тетради

Определять принадлежность биологи­ческого объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представите­лями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Д/з: стр. 5-12




этапы его эволюции. Палеонтология, её роль в изучении эволюции человека

стадии исторического развития человека. Объяснять причины эволюции человека. Доказывать на примерах палеонтологических находок.

на стр. 14 учебника, рисунки на стр.15




3-4.

Происхождение человека. Этапы его становления.


Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.


Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть и характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Д/з: стр. 12-21




Раздел 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)

5.

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.


Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний



Самостоятельная работа в рабочей тетради


Называть методы изучения организма человека, их значение для использова­ния в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практиче­ской деятельности людей и самого уче­ника.

Использовать знания о методах изу­чения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоя­нием собственного организма.


Д/з: стр. 21-30







Раздел 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

6.

Клеточное строение организма.


Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.


Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описы­вать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, живот­ных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Д/з: стр. 31-34














7.

Ткани.


Комбинированный урок.


Выполнение ла­бораторной ра­боты «Изуче­ние микроскопи­ческого строения тканей»

Давать определения понятию:

ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропре­параты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей че­ловека

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие меж­ду строением тканей и выполняемыми функциями.


Д/з: стр. 34-39




8.

Органы. Системы органов.



Комбинированный урок.


Выполнение ла­бораторной ра­боты «Распо­знавание на таб­лицах органов и систем органов человека».

Давать определения понятиям:

ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описы­вать органы и системы органов челове­ка.

Характеризовать сущность регуля­ции жизнедеятельности организма.


Д/з: стр.39-45 Подготовиться к зачету.






9.


Зачет по теме «Об­щий обзор организма человека».



Урок контроля, оценки и коррекции знаний.



Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.



Раздел 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)

10.

Гуморальная регуля­ция.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секре­ции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на табли­цах органы эндокринной системы.

Д/з: стр. 46-53 учеб­ника








11.


Нервная система. Отделы нервной системы: централь­ный и перифериче­ский.



Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.




Самостоятельная работа в рабочей тетради




Давать определения понятию: реф­лекс. Называть:

•особенности строения нервной системы (отделы, органы);

•принцип деятельности нервной систе­мы;

•функции нервной системы. Распознавать и описывать на таб­лицах основные отделы и органы нерв­ной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систе­мы.



Д/з: стр. 54-57





12.


Рефлекторный ха­рактер деятельности нервной системы.



Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради




Давать определения понятиям: реф­лекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный реф­лекс.

Называть: принцип деятельности нерв­ной системы.

Характеризовать:

•сущность регуляции жизнедеятельности

организма;

•роль нервной системы в организме.

*Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.



Д/з: стр. 57-60





13.



Спинной мозг, строение и функции.



Комбинированный урок.




Самостоятельная работа в рабочей тетради




Называть:

•особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности орга­низма.



Д/з: стр. 60-63







14.



Головной мозг, строение и функции.



Комбинированный урок.



Выполнение лабораторной работы «Изучение строения голов­ного мозга че­ловека (по му­ляжам)».



Называть:

•особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного моз­га в регуляции жизнедеятельности и по­ведения организма.




Д/з: стр. 63-69











15.


Органы чувств, их роль в жизни чело­века. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.





Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради



Давать определения понятиям:

орган чувств, рецептор, анализатор. Называть:

•органы чувств человека; •анализаторы;

•особенности строения органов обоня­ния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.



Д/з: стр. 76-77. 91-99








16.


Орган зрения и зри­тельный анализатор.




Комбинированный урок.




Выполнение лабораторной работы «Изучение из­менения разме­ра зрачка».



Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.



Д/з: стр. 77-80 учеб­ника.









17.


Нарушения зрения, их профилактика.




Комбинированный урок.




Самостоятельная работа в рабочей тетради



Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.




Д/з: стр. 80-84, 282-284 учеб­ника.














18.


Органы слуха и рав­новесия. Их анализа­торы.



Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради




Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таб­лицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоро­вья;

•влияние собственных поступков на здо­ровье.

Использовать приобретенные зна­ния для:

•соблюдения мер профилактики заболе­ваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.




Д/з: стр. 84-91 учеб­ника, подготовиться к зачету.








19.


Зачет по теме «Коор­динация и регуля­ция»*




Урок контроля и оцен­ки знаний.



Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.






Раздел 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

20.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.



Урок изучения нового и первичного закреп­ления знаний.




Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения скелета челове­ка;

•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь:

•между строением и функциями костей;

•между строением и функциями скелета.




Д/з: стр. 100-107 учеб­ника.















21.

Скелет головы и скелет туловища.



Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради


Называть особенности строения скеле­та головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища чело­века.

Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями скелета.



Д/з: стр. 108-110.







22.

Скелет конечностей.



Комбинированный урок



Выполнение лабораторной «Изучение внеш­него вида отдельных костей»


Называть особенности строения скеле­та поясов и свободных конечностей че­ловека

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных ко­нечностей человека.

Характеризовать особенности строе­ния человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь:

между строением и функциями скелета.



Д/з: стр.110-116











23.


Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.




Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради




Использовать приобретенные зна­ния и умения для:

•соблюдения мер профилактики травма­тизма, нарушения осанки;

•оказания первой помощи при травмах.




Д/з: стр. 255-257 учебника.








24.


Мышцы. Работа мышц.




Комбинированный урок.


Выполнение лабораторной работы «Выявление влияния стати­ческой и дина­мической рабо­ты на утомление
мышц»


Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результа­ты опыта по выявлению влияния ста­тической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.



Д/з: стр. 116-126















25.


Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и ис­кривления позвоноч­ника.


Комбинированный урок.


Самостоятельная работа в рабочей тетради


Использовать приобретенные зна­ния и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения мер профилактики нару­шения осанки.



Д/з: с. 280-281. проверить пра­вильность осанки, наличие плоскосто­пия, гибкость позво­ночника.







26.

Роль двигательной активности в разви­тии аппарата опоры и движения челове­ка.



Комбинированный урок.




Самостоятельная работа в рабочей тетради

Использовать приобретенные зна­ния для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биоло­гическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой кон­трольной работы.




Д/з: стр272-274, подготовиться к зачету.












27.

Зачет по теме «Опо­ра и движение».



Урок контроля и оцен­ки знаний.


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.









Раздел 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

28.

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.


Комбинированный урок.


Выполнение лабораторной работы «Изучение мик­роскопического строения кро­ви».

Называть признаки биологических объ­ектов:

•составляющие внутренней среды орга­низма;

•составляющие крови (форменные эле­менты); •составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологи­ческого процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропре­параты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравне­ния.



Д/з: стр.127-136








29.


Иммунитет.



Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради


Давать определение понятию имму­нитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные зна­ния для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных за­болеваний.




Д/з: стр. 136-137



30.


Тканевая совмести­мость и переливание крови.



Комбинированный урок.



Самостоятельная работа в рабочей тетради


Называть особенности организма че­ловека, его строения и жизнедеятельно­сти: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факто­ры риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по про­блеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.



Д/з: стр. 137-143



Раздел 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 часа)

31.

Транспорт веществ. Кровеносная систе­ма.



Комбинированный урок.


Самостоятельная работа в рабочей тетради

Называть:

•особенности строения организма чело­века, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) био­логического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах:

•систему органов кровообращения;

•органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.


Д/з: стр. 144-147









32.


Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосу­дов.

Комбинированный урок.



Выполнение практической работы «Измерение кровяного дав­ления». Выполнение практической работы «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».


Характеризовать сущность биологи­ческих процессов:

•движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организ­ма;

•автоматизма сердечной мышцы

Д/з: стр.153-157



  1   2   3