Главная страница

Задача учителя состоит в создании условий, инициирующих это действие, то есть учитель побуждает учащихся к действиям. Какова же роль литературы в достижении целей основного общего образования?



Скачать 32.24 Kb.
НазваниеЗадача учителя состоит в создании условий, инициирующих это действие, то есть учитель побуждает учащихся к действиям. Какова же роль литературы в достижении целей основного общего образования?
Дата27.02.2016
Размер32.24 Kb.
ТипЗадача

Методы и приемы проведения уроков литературы с

использованием материалов по краеведению.

Принципиальной особенностью ФГОСов является нацеленность на формирование универсальных учебных действий. Целью современного образования является овладение действиями, и через действие — знаниями.

Задача учителя состоит в создании условий, инициирующих это действие, то есть учитель побуждает учащихся к действиям. Какова же роль литературы в достижении целей основного общего образования?

Согласно новому стандарту поменялись цели и требования к результатам обучения. Главными целями являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации, а также овладение важнейшими общеучебными умениями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию).

Согласно этим целям, реализация краеведческого аспекта становится не просто возможна, а необходима!

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении» можно провести, опираясь на экскурсию в Мемориальный лицей-музей, творчество Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина и многих других писателей и поэтов неразрывно связано с литературными адресами в Царском Селе.

Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения, состоят из трех частей: предметный результат, метапредметный результат, личностный результат.

На уроке литературы формирование умений, то есть знаний в действии происходит при постоянном обращении к краеведению, к примерам, знакомым ребятам с детства. Краеведение позволяет конкретизировать сложные и отвлеченные вопросы программы, делает их более доходчивыми, жизненно интересными. На примере Ленинградской области, Санкт – Петербурга, Пушкинского можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о литературном и историческом прошлом России.

Практически многие темы курса литературы 5-9 класса могут быть насыщены примерами и элементами краеведческой работы. Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки-экскурсии, уроки с использованием фотографий, исследования, презентации, уроки-путешествия по родному краю.

Уроки-экскурсии - очень увлекательная и доступная форма проведения урока литературы. Можно посетить музей-квартиру Пушкина на Мойке 12, музей Ф.М.Достоевского, музей Г.Р. Державина, музей – квартиру А.Блока, А.А.Ахматовой, Н.А.Некрасова. На этих экскурсиях не только расскажут о признанных гениях русской литературы, но и помогут погрузиться в атмосферу, которая царила тогда в Петербурге.

А какими умениями они овладевают! Такие поездки формируют и личностный результат, и метапредметный, и, конечно, предметный результат. Это и мотивация к дальнейшему изучению, это и профориентационная работа, и самостоятельная познавательная деятельность. Краеведческий аспект успешно можно реализовать через экскурсии в музеи города. Например, наша школа давно и активно сотрудничает с Российским этнографическим музеем, где ребята не только изучают российский этнос, но и посещают практические занятия. На протяжении нескольких лет учащиеся 5-6 классов посещают лекторий при Государственном Эрмитаже. Отдельные учащиеся с большим интересом углубляются в изучаемую тему, и с интересом участвуют в тематических конкурсах. Например, команда нашей школы уже четвёртый год участвует в международном лицейском фестивале «Царскосельская осень», а так же в литературно – краеведческой игре, посвящённой истории и культуре Царского Села.

Краеведческий аспект можно и нужно реализовывать через межпредметные связи. Например, работа по изучению творчества М.Ю.Лермонтова вылилась в участие педагогов и учащихся нашей школы в международном лицейском фестивале «Царскосельская осень», посвящённом 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Он проходил в октябре 2014 года, наши учащиеся стали победителями и призёрами в нескольких номинациях. Но учителям понятно, что такая работа требует много усилий и большой подготовки. И самым реальным становится введение элементов краеведения на уроках литературы. Здесь поле деятельности для учителя огромно! Это могут быть самые разные задания, например, тема «Анна Ахматова в Царском Селе» - здесь конкретные названия адресов и произведений, знакомые фамилии царскосёлов и фотографии тех лет. Или имя Сергея Есенина тесно связано с литературоведом и публицистом начала двадцатого века Ивановым – Разумником, жившим на улице Пушкинской, дом 20 в Царском Селе. Дом - музей «дача Китаевой» хранит память об А.А.Пушкине и его жене Н.Н.Гончаровой и множество других объектов культурного наследия. Всё это будет инициировать у учащихся действия, направленные на получение результата.