Главная страница

В процессе развития физических качеств и формирования навыков зож детей дошкольного возраста



Скачать 56.94 Kb.
НазваниеВ процессе развития физических качеств и формирования навыков зож детей дошкольного возраста
Дата13.03.2016
Размер56.94 Kb.
ТипДокументы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Благова М.М., Кравцова Т.А.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» г.Мичуринска Тамбовской обл.

michdou25@yandex.ru

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.

В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Решать эти задачи в системе работы ДОУ призваны физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например, комплекс музыкально-ритмических упражнений; утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки; комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа. Обычно комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель. Комплекс утренней гимнастики проводится под руководством воспитателя. Дети подготовительной группы вполне могут самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после нескольких повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.

Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.
Физкультминутка является обязательной частью НОД. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это набор общеразвивающих упражнений с текстовым сопровождением; или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

Во время большого перерыва между занятиями проводится двигательная разминка. Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин. для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные,) и игры с элементами спортивной игры (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.

Зарядка после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам (дорожки здоровья).

Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Виды закаливания: ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе; водные процедуры: местные (умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной  водой или водой комнатной температуры, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общие (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне); воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна; ходьба босиком.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании достаточного для активного движения пространства, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия.

Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит общее укрепление здоровья. Она тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Психогимнастика показана как детям с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики применяются при проведении НОД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость), на коррекционных занятиях с логопедом и психологом; в ходе свободной деятельности детей; или как специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека,

Тренировка начинается с дыхательных упражнений. Все мышцы разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица, напрягаются и расслабляются последовательно. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной». При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части (релаксация), необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение. При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей. Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

Проводя работу, направленную на развитие физических качеств дошкольников, и воспитатели, и специалисты ДОУ должны проводить работу с родителями, направленную на приобретение и расширение знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются различные уголки и стенды для родителей, проводятся открытые занятия, формируются клубы здоровья, проводятся беседы, консультации, рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка. Систематическое и планомерное проведение работы с родителями позволяет повысить их педагогическую компетентность в вопросах психофизического развития ребенка.

Литература:

  1. [Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – Москва: Педагогика, 2003.]

  2. [Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. – Москва: ВЛАДОС, 2006.]

  3. [Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – Москва: Аркти , 2001.]

  4. [Кузнецова, М. Н. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002. - №11.]

  5. [Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе. – Москва: АРКТИ, 2004.]