Главная страница

Творческие и системные задания для подготовки к егэ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных



Скачать 111.28 Kb.
НазваниеТворческие и системные задания для подготовки к егэ естественно-научного цикла со способами решений и ответами. Познавательные задания по зоологии позвоночных
Дата12.02.2016
Размер111.28 Kb.
ТипЗадача


Творческие и системные задания для подготовки к ЕГЭ

естественно-научного цикла со способами решений и ответами.

Познавательные задания по зоологии позвоночных.
Изменения, которые происходят в работе общеобразовательной школы, предполагают применение новых форм и методов организации учебной и внеклассной работы по предмету. Однако по-прежнему одной из главных задач, которая может быть реализована в учебной и внеклассной работе, является привитие интереса к предмету. Невозможно разбираться в огромном многообразии биологических объектов, если ты не любишь то, что изучаешь. Познавательные задачи как нельзя лучше отвечают этой цели.

Задача может считаться познавательной, если она содержит интеллектуальное затруднение (требует размышления), устанавливает причинно-следственные связи внутри и межпредметного характера, побуждает осуществлять поиск путей новых знаний и способов ее решения в новых непривычных условиях, вызывает интерес и опирается на прежний опыт.

Познавательные задачи развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость. Способность логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Они совершенствуют умение ориентироваться

На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у школьников во многом определяет качество усвоение знаний, сформированность предметной и общеучебной компетентностей, развитие мышления и творческих способностей. Проблема познавательного интереса в педагогике и методике биологии до сих пор остается актуальной.

Целеустремленность, положительно-эмоциональное отношение к знаниям, их приобретению, дальнейшему расширению и углублению, иными словами, познавательный интерес, выступает как мотив учебной деятельности. В свою очередь только в процессе деятельности может сформироваться у обучающихся стойкий познавательный интерес, происходить развитие творческой активности и самостоятельности.

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Всем хорошо известно, что, чем выше познавательная активность школьников, тем сильнее интерес к изучаемому предмету. Как сформировать этот интерес? Несомненно, можно изложить те приемы и методы, которые используется на уроке. Но этого недостаточно. Атмосфера урока, единение с детьми, радость и удивление в глазах - вот ради чего идешь на урок, на встречу с детьми.

В развитии интереса к своему предмету, биологии, нельзя полагаться только на изучаемый материал. Наука, несомненно, может увлечь школьника. Но как помочь усвоить сложный материал? Как сделать так, чтобы от простого созерцания на уроке, ребенок перешел к активной познавательной деятельности? Проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в вуз, и просто в повседневной жизни. Хочется, чтобы в элементарном, они могли увидеть важные закономерности, а в сложном – простоту; хочется, чтобы думали на уроке, а не отсиживали, чтобы искали ключики для решения задач, а не шли проторенным путем, чтобы стремились к знаниям, а не довольствовались готовыми фактами. Поэтому главной целью своей педагогической деятельности считаем создание на уроке условий для развития творческих, коммуникативных, познавательных способностей. Достижению этой цели помогает использование элементов различных технологий: игровой деятельности, проблемного обучения, группового самостоятельного обучения. Эффективным средством развития творческих способностей учащихся можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических ситуаций. Несомненно, поддерживать интерес к предмету помогает эксперимент, требующий поиска путей познания живой природы, развивающего мышление.

Естественно, что при формировании интереса к изучаемой теме, необходимо менять способы воздействия на детей, которые зависят от уровня развития творческой активности учащихся, их психолого-возрастных характеристик, индивидуальных особенностей. Так как в 5-7 классах преобладает эмоциональный компонент познавательного интереса, то педагогическое воздействие на этом этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к процессу познания, к процессу обучения. У более старших детей (8-9 класс) происходит становление интереса к установлению причинных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В этом случае мы стремимся поддерживать стремление ребят к самостоятельному исследованию биологических явлений, процессов, решению задач, раскрытию сущности, как понятий, так и явлений природы. Интеллектуальный компонент познавательных интересов выступает на первое место. И тем не менее, с какой бы возрастной группой мы не работали, главная задача – показать значимость биологических знаний в жизни каждого человека и общества в целом; помочь увидеть взаимосвязи в природе и выделить роль человека, его ответственность за сохранение живого на Земле. Важно найти такой подход к детям, чтобы «тронуло за живое», чтобы работал не только ум, но и чувствовала душа. Труд детей на уроке будет более интересен, если он будет разнообразен. А значит, уроки должны быть разноплановы и по типам, и по применяемым приемам, и по способу подачи материала. Мы стараемся, чтобы каждый урок имел свою «изюминку». И тогда в глазах детей появляется неподдельный интерес, желание познания, стремление к деятельности, самостоятельности.

Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся.

Вопрос 1

Почему грызуны, живущие в норах постоянно, имеют характерную внешность? Какие это признаки внешнего строения?

Ответ:

  1. Особенности внешнего строения сложились так благодаря эволюции.

  2. Тело грызунов вальковатое с коротким хвостом.

  3. Глаза маленькие или совсем скрыты под кожей

  4. Маленькие или совсем отсутствуют ушные раковины

  5. Сильно развиты и снабжены когтями передние лапы

  6. Крупные резцы могут служить инструментом для копания земли

Вопрос 2

Проехидна – третий вид яйцекладущих млекопитающих (два первых утконос и ехидна). Живет на островах Новой Гвинеи. Проехидн можно содержать в зоопарках, где большую часть времени они спят, с чем связан неактивный образ жизни животного?

Ответ:

  1. Проехидны - гетеротермные животные, их температура, в зависимости от температуры окружающей среды и может изменяться от 36 до 25 градусов.

  2. Если зоопарки находятся в климатическом поясе, где температура воздуха ниже, чем 25 градусов животные впадают в спячку.

  3. Это связано с замедлением обмена веществ.

Вопрос 3

В момент сильного потрясения у рябчика (например, если он попадает в когти ястреба) обильно выпадают перья. Чем можно объяснить такую особенность?

Ответ:

  1. Это приспособление является защитной реакцией.

  2. В момент смертельной опасности у хищника остаются лишь перья улетающей птицы.

Вопрос 4

В нагорных тундрах Норвегии много белых куропаток. Серьезный враг куропаток – ястреб – тетеревятник. Норвежцы уничтожили всех тетеревятников, а через несколько лет ястребов пришлось ввозить из России. Зачем?

Ответ:

1.С исчезновением ястреба нарушилась пищевая экологическая цепочка.

2. Исчез хищник – начала исчезать жертва. Так как хищник уничтожает в первую очередь слабых и больных птиц.

Вопрос 5

Почему нет шерсти у слонов и у китов?

Ответ:

  1. Слоны и носороги живут в местах с жарким климатом, поэтому велика опасность перегрева. Отсутствие шерсти – выгодно для них.

  2. Киты живут в воде, которая охлаждает их тела гораздо сильнее, чем воздух. Они имеют толстую жировую прослойку, которая является лучшей теплоизоляцией, чем намокающие в воде волосы, поэтому это приспособление также выгодно для них.

Вопрос 6

Почему кит, попав на сушу, через несколько часов погибает?

Ответ:

  1. Часто причиной смерти оказавшихся на суше китов становится перегрев.

  2. В теле кита вырабатывается много энергии. Терморегуляция у кита приспособлена к отдаче тепла в воду, среду с высокой теплоемкостью, т.е. к экономии тепла.

3. В воздухе теплоотдача слишком мала, температура кита быстро поднимается выше нормы. И он погибает от перегрева

Вопрос 10

Частота сердечных сокращений у мелких млекопитающих больше, чем у крупных. Например у слона сердце сокращается 25 раз в минуту, а у землеройки 500 раз в минуту. Чем это можно объяснить?

Ответ:

1. У мелких млекопитающих отношение поверхности к объему относительно велико, поэтому они теряют много тепла.

2. Чтобы компенсировать эти потери мелкие млекопитающие должны иметь более интенсивный обмен веществ (сжигать больше жира на единицу веса), а для этого к тканям должно поступать больше кислорода.

3. Чтобы обеспечить это есть две возможности: или иметь большое сердце, или более высокую частоту сердечных сокращений. Тогда кровь будет быстрее течь через легкие и доставит организму больше кислорода.

Вопрос 11

Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

Ответ:

  1. Жир запасают млекопитающие, впадающие в зимнюю спячку, например, бурый медведь.

  2. Жир запасают млекопитающие, которые могут длительное время оставаться без пищи, например, верблюды.

  3. Жир запасают млекопитающие, обитающие в воде, для лучшей плавучести и защиты от переохлаждения, например, киты, тюлени, моржи.

Вопрос 12

Какие млекопитающие рождают крупных детенышей (по сравнению с размерами родителей), какие – мелких? Как это связано с их образом жизни?

Ответ:

1. Крупными рождаются детеныши, которые сразу после рождения начинают самостоятельно ходить (например, у копытных животных), у которых нет нор и укрытий. Им приходится с первых дней своей жизни защищаться от хищников.

2. Особенно крупные детеныши рождаются у китов (по длине составляют 1/3 длины тела матери). Причина этого состоит в том, что крупные животные теряют меньше тепла – чем крупнее китенок, тем меньше энергии, а следовательно, и полученной им пищи бесполезно тратится на нагревание окружающей среды

3. Маленькие детеныши рождаются у млекопитающих, которые выводят потомство в норах и укрытиях (хищные и грызуны). Самые маленькие, по сути, эмбрионы, рождаются у сумчатых, их развитие еще долго продолжается в сумке матери.

Вопрос 13

Как млекопитающие приспособились к полуводному или водному образу жизни? Какие приспособления к жизни в воде у них возникли?

Ответ:

1. Приспособления этих млекопитающих различны – в зависимости от того, проводят ли они в воде лишь относительно немного времени или же живут в ней постоянно.

К полному водному образу жизни перешли ламантины и дюгони из отряда сиреновых.

Полуводные виды это ластоногие и китообразные; некоторые виды хищников (калан и выдра) и грызунов (ондатра и бобр); насекомоядные – выхухоль.

2. Форма тела водных животных более обтекаемая, так как сопротивление движению в воде гораздо выше, чем в воздухе.
3. Органы движения – лапы с плавательными перепонками, ласты или – или у китов и дельфинов – хвост, сходный с хвостом рыб, только с плоскостью. Расположенной горизонтально.

4. Приспособлением является отсутствие шерсти и наличие подкожного жира.

5. Изменяется строение внутренних органов: например, хрусталик у тюленей приобретает сферическую форму, что позволяет им видеть под водой

Вопрос 14

Зачем разным млекопитающим нужен хвост? Перечислите разные функции хвоста и предложите их классификацию.

Ответ:

Возможны разные варианты классификации, например:

1. Использование хвоста для механических целей: в качестве органа движения – киты;

в качестве руля и балансира – белки и тушканчики; чтобы висеть на деревьях – обезьяны (третья рука); орган опоры – кенгуру (третья нога).

2. Использование хвоста для энергетических целей: для защиты от холода – лисы; для хранения запасов жира – курдючные овцы.

3. Использование хвоста для защиты от хищников - дикобразы.

4. Использование хвоста для сигнализации и общения – кошки, собаки, антилопы.
Рыбы-земноводные

Вопрос

Найдите черты сходства между способом передвижения рыбы и змеи. Попытайтесь объяснить принцип передвижения змеи с помощью законов физики.

Ответ:

1. Силы, двигающие рыбу вперед, возникают в результате волнообразного изгибания всего туловища, и особенно хвоста. Парные плавники выполняют главным образом функцию рулей глубины и отчасти направления.

2. Утратив конечности, змеи вернулись к старому, испытанному еще рыбами способу движения. Туловище змеи изгибается в горизонтальной плоскости, причем волны изгибов непрерывно следуют спереди, создавая силы, двигающие змею вперед

Вопрос

Какие особенности образа жизни и строения птицы позволяют с высокой вероятностью предположить, что у данного вида птенцовый тип развития потомков? А какие особенности позволяют предположить выводковый тип развития. Аргументируйте ответ, пояснив связи между этими особенностями и типом развития птенцов.

Ответ:

1. К выводковым птицам относятся, например, глухарь, дрофа, лебедь, стерх.

Птенцы этих птиц сразу после вылупления оставляют гнездо и могут самостоятельно питаться и передвигаться. Роль родителей сводится к защите выводка, периодическому обогреву и помощи в поиске пищи. К этой группе относятся бескилевые. Куриные, дрофы, журавли. Утки, гуси, кулики, фламинго. Эти птицы рождаются преимущественно на земле или на земле, но не на деревьях. Гнезда стоят на земле или на воде. Кормом являются водные и наземные растения. Мелкие нелетающие беспозвоночные – то, что несложно добыть. Поскольку строение отражает образ жизни, то длинные, перепончатые или приспособленные для копания в земле ноги, а также процеживающий или работающий по принципу ножниц клюв позволяют считать, что данная птица имеет выводковый тип развития.

2. К птенцовым птицам можно отнести ворону, колибри, кукушку, соловья, стрижа, воробья, хищных птиц. Птенцовые птицы строят гнезда преимущественно на возвышенностях (деревьях, обрывах, скалах). Они добывают пищу в кронах деревьев или в погоне за летающими насекомыми, птицами, млекопитающими.

Птенцы вылупляются голыми или слабо опушенными, со слабо развитой мускулатурой конечностей, слепыми, с закрытыми слуховыми проходами. Температура тела в первую половину гнездовой жизни непостоянна.
Очень однообразны, на мой взгляд, представленные вопросы по экологии

Не много вопросов показывающих влияние различных экологических факторов на здоровье человека, знакомящих с экологическими проблемами повседневной жизни, с правилами безопасного поведения. Можно провести викторину, заложив в критерии оценки устных ответов детей те же правила, по которым оценивается часть «С» в ЕГЭ

Вопрос1

Почему современная рекламная индустрия сегодня отказывается от рекламы загара? Какие практические советы можно дать любителям позагорать?

Ответ

  1. Загорать сегодня опасно. Это связано с разрушением озонового слоя планеты(называют озоновым щитом). Он избирательно задерживает коротковолновую часть ультрафиолетового излучения. Это спасает человека от заболевания раком кожи, развития катаракты и возможных мутаций на генном уровне

  2. Озоновый слой пропускает длинноволновую часть УФ-излучения солнца. ЕЕ действие приводит к образованию в организме витамина Д, препятствующего заболеванию рахитом, поэтому принимать солнечные ванны полезно.

  3. Начинать загорать нужно постепенно, увеличивая пребывание на солнце с 10-15 минут в утреннее время; нельзя загорать в период с 13 до 16 часов, когда тепловое действие солнца особенно велико. Люди со светлой кожей, родинками и веснушками должны быть еще боле осторожными, так как быстрее сгорают.

Вопрос 2

Джинсы являются предметом современного гардероба. Какое отношение к аллергии имеют джинсы?

Ответ:

  1. Речь идет о никелевой аллергии. Никель входит в состав металлических крючков, молний, застежек, пряжек.

  2. Никелевая аллергия считается контактной. Кожные высыпания сопровождаются зудом в местах соприкосновения металлических аксессуаров с кожей.

  3. Чтобы уберечь себя от этого вида аллергии достаточно оберегающего защитного слоя одежды.

Вопрос 3

Тенденция к всеобщей компьютеризации, персональные компьютеры в школе, дома, на работе загрязняют окружающую среду. Что это за загрязнение и чем оно опасно?

Ответ:

1. Компьютеры – источник неионизирующего электромагнитного излучения – НЭМИ.

Развитие таких наук как электроника, электроэнергетика, основано на применении магнитных полей.

2. Электромагнитное излучение повышает вероятность заболевания лейкозом у детей и различными видами рака у взрослых.

3. По санитарным нормам продолжительность непрерывной работы за компьютером взрослого человека- не боле 2х часов, ребенка до 20 минут в зависимости от возраста.

Для снижения вредного влияния необходимы специальные средства защиты и правильная организация рабочего места.