Главная страница

Технологии развивающего обучения на уроках истории



Скачать 61.86 Kb.
НазваниеТехнологии развивающего обучения на уроках истории
Дата12.02.2016
Размер61.86 Kb.
ТипЗадача

Технологии развивающего обучения на уроках истории

Применение технологий развивающего обучения является темой актуальной, применение их на уроке истории актуально вдвойне.

История - многофункциональный предмет. История развивает память, посредством хронологии, речь, логику, формирует личность человека и гражданина, следовательно, влияет на будущее государства. Историческое образование – это важный элемент системы образования. Обыватели часто задают вопрос: «Как можно преподавать историю сегодня?». В фактическом наполнении предмета мало что изменилось, а вот методика преподавания претерпела значительные изменения. Информационное поле стало значительно шире, ребёнок черпает информацию не только из книг и рассказов учителя, педагог перестал быть единственным источником информации, а статичное изложение материала, даже при хороших ораторских способностях наталкивается на безразличие и тоску в глазах учеников.

Устарели также и прежние методы работы, которые ориентировали учащихся на однозначные оценки исторических фактов , событий и личностей.

Задача развивающего обучения?

Рождение активной, инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности

Цель

-научить ребёнка учиться

-сформировать у детей основы теоретического мышления, т.е. умения действовать в нестандартной ситуации, когда невозможно осуществить что-либо по предлагаемому плану.

Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, проблемные задания. На таком уроке, учитель - не лектор, а друг, открытый для ученика, руководитель, контролирующий процесс, своеобразный регулировщик поиска.

Существуют различные технологии развивающего обучения, но среди них преобладают индивидуально-дифференцированные формы и конечно творческие.

Схема развивающего обучения на любом уроке следующая:

Стиль урока не тоталитарный



демократический



Последствием , безусловно, станет любовь к школе, к предмету, желание учиться, сотрудничать, развиваться.

Технологии развивающего обучения



ТРИЗ- педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ – это не только возможность придумать и решить задачу, учебный материал воспринимается гораздо легче в игровой форме. Конечно , самый интересный возраст для игры , ребята 5-7 классов. В начале своей деятельности, я давала ученикам домашнее сочинение от первого лица. На сегодняшний момент- это путешествия во времени, составление маршрутов экскурсий, кроссворды, задание « О ком идёт речь?» , рассказ о себе, как очевидце событий.

« О ком идет речь?»

а)« В 18 лет поступил в Эрфуртский университет. В присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении себя от церкви».

б) « Ввел в Женеве строгие порядки. Невозвратно ушли в прошлое веселые праздники. Карнавалы».

в) « Мечтал о военной карьере. В одном из сражений ему раздробило ногу, и он навсегда остался хромым. Спокойный. Внимательный, говорил всегда обдуманно и неторопливо, веско и решительно. Решил прославить себя религиозными подвигами».

г) « Был вторым сыном короля, и его готовили к принятию духовного сана, но после смерти брата он становится королем. Личная жизнь беспорядочна, один брак сменялся другим».

Такие игровые уроки не могут проводиться постоянно, но вводить элементы ТРИЗ необходимо. Например, тема « Древнегреческий театр». Говорю, что сегодня будем изучать удивительное изобретение человека, задают вопросы, много вопросов, предположения смешные, но смысл в том, что они сами доискиваются до сути.

Ребятам очень нравится задание « Троянский конь». Ученики получают карточки, где есть фактические ошибки, самое интересное, что они находят ошибки там, где они не планировались.

«Найдите ошибки в предложении»

а) Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы « Илиада» и « Одиссея».

б) Поэма Гомера « Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены

в) Легендарную Трою раскопал американский археолог Хамер.

г) У героя Троянской воны Тесея была неуязвимая пята.

Эвристическое обучение – это конструирование учеником собственного смысла на основе проблемных заданий, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию, высказанных предположений.

Есть два основных метода эвристического обучения а) креативный б) оргдеятельностный

Креативный метод предусматривает задания, где необходимо домысливать. В самой задаче- загадка.

Пример: Что могут означать эти рисунки? Для чего идолы?





Конечно, предположения примитивны, но дети только в самом начале пути

Оргдеятельностный метод-это метод самоорганизации обучения: разработать план домашнего задания или, например, создать модуль памятных дат, имён. Задания выполняются в письменной и устной форме. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная технология имеет важное значение при построении исторической вертикали, освещении исторической проблемы на протяжении нескольких веков. Например, «История крепостного права в России», «История освободительного движения в России», «Этапы формирования абсолютной монархии в России» и т.д.

Образец создания структуры модуля на основе фильма « Иван Васильевич меняет профессию»

Существенные элементы модульной технологии:

- блочное (модульное) построение учебного материала;

- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.

Модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Составляющей развивающего обучения является создание на уроке « ситуации успеха». Это не просто добрый , поощрительный взгляд, это задание посильное для ученика. С этой целью, я использую приём, под названием « индивидуальный маршрут». Он может составляться на несколько занятий, а может ограничиваться рамками одного урока.

п/п

задание

Отметка о выполнении

1

Хронология от Рюрика до Ярослава Мудрого




2

Два дополнительных вопроса ученику, отвечающему домашнее задание




3

Сообщение о Софийском соборе в Новгороде




4

Решение задачи




Технологии развивающего обучения предусматривают применение разноуровневых заданий, которые вполне можно совмещать с групповыми формами работы. Например, после изучения темы « Эпоха Петра Великого» одни учащиеся могут сделать схему государственных преобразований, вторая группа определить отношение к реформам разных слоёв общества. Такой же метод можно использовать при работе с историческим источником.

I группа

Автор, время создания, жанр

II группа

Основные цели и факты, особенности текста

III группа

Что преобладает- исторические факты или художественное описание событий. Можно ли доверять источнику? Почему?

В классе разные дети, одни любят говорить, другие лучше выполняют задания в тетради, третьи боятся выходить к доске. В этом случае не следует применять « насилие». Индивидуальный подход даёт возможность достигнуть цели с каждым учеником. Технологии развивающего обучения -это технологии поиска, подобно поиску в дамской сумочке. Мы убираем ненужное, берём необходимое, только для того чтобы дойти до существенного и вкусить яблоко познания.