Главная страница

Современные здоровьесберегающие технологии на уроках математики



Скачать 57.25 Kb.
НазваниеСовременные здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Дата09.02.2016
Размер57.25 Kb.
ТипДокументы

Современные здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Бижова Татьяна Васильевна,

учитель математики

МБОУ СОШ №135 им. академика

Б.В. Литвинова г. Снежинск,

Челябинская область

tbizhova@mail.ru

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Еще один момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель еще на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещенность. Также при необходимости - проветрить помещение. Каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на месте мел и чистая влажная тряпка. Более того, учитель всегда должен быть готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно- двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения. Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно- двигательного аппарата: подбора мебели, соответствующей длине тела учащегося, контроль за позой учащегося во время занятия, проведение физкультминуток на уроках. Если возникают затруднения с подбором мебели, то лучше посадить учащегося за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям. С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы учащегося.

На уроках необходимо применять корригирующие упражнения для нормализации осанки: ходьба на месте на носках, руки за головой; ходьба на пятках, руки на поясе; стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять; «мельница», соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.
Крутим – вертим головой.

Разминаем шею. Стой!
Потянулись, растянулись.

Вверх и в стороны, вперед.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идет.
Эффективна дыхательная гимнастика.

Среди подростков 15-17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором- болезни глаза и его придаточного аппарата. Очень важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например – «Раскрашивание». Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, согласно цветам радуги (красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым). Также известная игра «Муха» помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз, такие, как круговые вращения, вертикальные движения вверх - вниз, горизонтальные вправо-влево, вращение глазами по часовой стрелке и против благоприятны не только для глаз, но и при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, т.к. кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Огромное значение в предупреждении утомляемости является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, как на местах, так и у доски, где «ведомый», более «слабый» ученик чувствует поддержку товарищей. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока необходимо проводить рефлексию: обсудить не только, что усвоено нового, но и выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы нужно осветить подробнее на следующем уроке, выполнение заданий какого типа вызвали наибольшее затруднение.

Для того, чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, полезно на уроках математики рассматривать задачи, которые непосредственно связанные с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни» и т.д.
Например, при решении задач с помощью уравнений в 7 классе можно рассмотреть такую задачу: «Одно число на 42 меньше другого. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины»
Ответ: 20 и 62
При изучении систем уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решив следующую задачу: «Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах»
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг

По теме «Проценты» в 6 классе детям предложить решить задачу: «Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?»

Ответ: 47,6 лет



В заключение хочется еще раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учеников к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером».


Список литературы:


  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной щколе. 1-4 классы.

М.: «ВАКО». 2004. 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкульминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: «ВАКО», 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

  2. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. Установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 150 с. – (Семейная библиотека)

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. – 272 с.