Главная страница

Согласовано утверждаю



Скачать 266.95 Kb.
НазваниеСогласовано утверждаю
Дата06.04.2016
Размер266.95 Kb.
ТипПрограмма




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник ОГПН Заведующий Гор ОО

по г. Белая Калитва и району по г. Белая Калитва

__________ И.В. Николаенко ___________ . . Даниленко

«_____» ____________20 г. «_____» ___________20 г.j0290293



Тип программы: обучающая

Составила: Щипакина Е.В..

преподаватель огранизатор

основ безопасности жизнедеятельности

МБОУСОШ №17

Программа рассчитана на 11 лет обучения.

Апробирована в течение 6 лет

на базе МБОУСОШ №17

г Белая Калитва
г Белая Калитва

Оглавление:


Введение .... ...2
Рекомендации к проведению занятий по пожарной безопасности в 5-9 классах.........5
Рекомендации к проведению занятий по пожарной безопасности в 10-11 классах….6
Содержание программы обучения учащихся средних общеобразовательных учреждений мерам пожарной безопасности 5-9 класс ……7
Содержание программы обучения учащихся средних общеобразовательных учреждений мерам пожарной безопасности 10-11 класс ……….8
Методическое обеспечение программы.
Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе …. 9
Список сайтов, рекомендуемых для посещения ……..11
Литература ……..12

ВВЕДЕНИЕ

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдёт. Этому предшествуют определённые условия, причины, источники. Причиной несчастных и трагических случаев с огнём обычно служит беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь,надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Всё это приводит к огромным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров ещё долгое время нуждаются в психологической реабилитации.

Пожары часто происходят из-за обычной неосторожности при курении. В одной из школ небрежно брошенный школьником окурок стал причиной возгорания хранившегося для столярной мастерской пиломатериала, что повлекло за собой задымление .школы, пожар и экстренную эвакуацию детей.

Серьёзные опасения вызывают школы. Целевые проверки органами Государственного пожарного надзора показывают, что педагогическими коллективами в большинстве случаев не приняты должные меры по выполнению мероприятий, связанных с обучением школьников элементарным правилам пожарной безопасности, быстрой ориентации в сложных обстоятельствах на случай пожара и приведению учебных заведений в пожаробезопасное состояние.

Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых квалифицированных действий и спасательных мероприятий при пожаре нередко предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.

К сожалению, количество педагогической литературы для решения актуальной на сегодняшний день проблемы противопожарной безопасности и организации специальных занятий с детьми недостаточное, что вызывает определённые сложности и не способствует улучшению состояния дела в образовательных учреждениях по обеспечению реализации программы пожарной безопасности.

В рамках школьного курса «основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение на уроках тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведённого программой урочного времени (2-4 часа в каждой учебной параллели) оказывает недостаточно для полного теоретического освещения проблемы пожарной безопасности отработки практических действий при возникновении пожара.

Организация профилактической работы по пожарной безопасности в образовательных учреждениях требует, по свидетельству и опыту педагогов,

дополнительного внеучебного времени и нуждается в проведении внеклассных мероприятий в течение всего учебного года в особенности по окончании четвертей
перед каникулярным отдыхом, когда учащимся крайне важно напомнить об основных правилах безопасности, о причинах и последствиях пожаров, действиях при пожаре.

Представленные темы занятий составлены на основе методических требований рекомендаций органов Государственного управления служб противопожарной безопасности МЧС России и могут быть использованы как в форме урока (занятие), так и во внеклассной работе (вариативные формы внеклассных мероприятий) школьными организаторами по обеспечению жизнедеятельности, учителями ОБЖ, классными руководителями, педагогами групп продлённого дня и дополнительного образования, общественными инспекторами школ по пожарной безопасности, организаторами Дней здоровья, защиты и безопасности детей.

Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения.

Основные задачи:

1. Обучение правилам пожарной безопасности.

2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

5. Улучшения правовой и экологической подготовки.

Ожидаемые результаты:

К завершению обучения учащийся должен знать:

• существование явления "пожар", его опасность и последствия;

• источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

• наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

• элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

Учащийся должен уметь:

• грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

• сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

• спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

• тушить костёр, выключать электроприборы;

• оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Оценка результатов.

Для оценки результативности знаний применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.

Нулевой мониторинг — диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование.

Текущий мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих заданий.

Заключительный мониторинг — участие в районном конкурсе по противопожарной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:

  • пожары в жилище, их предупреждение;

  • порядок эвакуации людей из горящих зданий;

  • условия, обстоятельства проявления опасностей в быту;

  • что такое экстремальная ситуация. Какие экстремальные ситуации могут

  • возникнуть в быту.

  • причины лесных пожаров и пожаров в населённых пунктах, меры по их

  • предупреждению и действия населения при ликвидации очагов возгорания и спасении людей;

  • комбинированное сочетание условий пожара (открытый огонь, повышенная

  • температура воздуха, токсичные продукты горения, пониженная концентрация

  • кислорода, потеря видимости вследствие задымления);

  • психологическое воздействие, ведущее к возникновению паники.


Важно постоянно подчеркивать, что пожары - одно из опаснейших бедствий, несущих угрозу жизни людей и их материальным ценностям. При этом следует отметить, что причинами возникновения пожаров являются не только неосторожное обращение с огнем, нарушение' правил пожарной безопасности, но и самовозгорание сухой растительности и торфа, а также молний.

Необходимо также обратить внимание на психологический эффект огня и опасность возникновения паники среди людей.

В представленных занятиях по обучению учащихся безопасной деятельности применяются такие методы и формы как рассказ, беседа, упражнения, анализ конкретной ситуации, отработка практических действий. Содержание темы занятий раскрывается увлекательно и увязано с жизнью общества и интересами подростков.

В ходе занятий предполагается дискуссионное обсуждение ситуаций из личного опыта.

НА ЗАНЯТИЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

  • бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и детей и т.п.);

  • статистика пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;

  • опора на художественную, в том числе мемуарную литературу, исторические документы. Это помогает создать запоминающиеся образы, картинность повествования и описания;

  • факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение. Обращение к имеющимся у учащихся примеров сделает изложение учителя более доказательным и живым.

Всё это позволит учителям ОБЖ, классным руководителям создать целостный процесс обучения пожарной безопасности, построить его убедительно и наглядно.

В ходе занятий необходимо обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся об опасностях, подстерегающих человека в быту, а также совершенствовать их навыки безопасного поведения.


РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 5-9 КЛАССАХ
Следует подчеркнуть, что желание жить в условиях всё большего комфорта неизбежно привносит в наш быт новые источники опасных и вредных факторов. Здесь уместно перед учащимися поставить вопрос,: с какими опасностями можно встретиться у себя дома. В результате коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что большая часть несчастных случаев в жилище связана с воздействием электрического тока, пожарами, различного рода отравлениями.

Затем преподавателю следует напомнить учащимся правила обращения с электробытовыми приборами. Своё сообщение учителю целесообразно завершить вопросом: к чему может привести невыполнение этих правил.

Рассматривая правила обращения с электробытовыми приборами, нужно особо остановиться на телевизоре как потенциальном источнике возникновения пожара и приборе, наносящем вред здоровью при длительном непрерывном просмотре телепередач. После изложения правил пользования телевизором необходимо подробно (желательно с использованием макета) разобрать правила поведения и действия при возгорании телевизора.

Следует отметить, что с незапамятных времён человек научился добывать огонь и применять его для своих нужд. Но в огне таится большая опасность, если он выйдет из-под контроля человека.

Обязательно следует останавливаться на причинах возникновения пожаров и мерах по их предупреждению. При этом важно подчёркивать, что пожар легче предупредить, чем потушить.

Рассматривая опасные факторы пожара, надо обратить внимание учащихся на то, что при горении современной мебели, различного рода синтетических покрытий

(линолеум, пластик и др.) выделяются сильно ядовитые вещества. Это может привести к быстрому отравлению организма.

Важный этап каждого занятия - разъяснение порядка и правил тушения начинающегося пожара. При этом обращается внимание на то, что многие легковоспламеняющиеся жидкости, например керосин, бензин и др., тушить водой нельзя, так как они легче воды и, всплывая, продолжают гореть. В этом случае нужны огнетушители. Если их нет, то надо накрыть пламя одеялом, кошмой, другой плотной тканью. Можно также забрасывать разлившуюся жидкость песком или землёй, а вот загоревшиеся при этом твердые предметы следует тушить водой. Если на человеке загорелась одежда, её можно быстрее потушить, набросив одеяло, пальто, другую плотную ткань и обязательно обжать, перекрывая доступ кислорода к огню. Загоревшиеся гардины, занавески надо сорвать, бросить на пол и залить водой. Не убедившись, что огонь погас, не следует открывать окна и двери для проветривания.

Завершая рассмотрение правил поведения и действий при возникновении пожара, надо подчеркнуть, что главное в борьбе с пожарами - предусмотрительность, решительность и быстрота действия.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ.
На занятиях необходимо обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся об опасностях в быту, известные им из курса ОБЖ предыдущих классов и приобретённые самостоятельно в процессе повседневной деятельности, а также рассмотреть виды экстремальных ситуаций в жилище, правила поведения и действия в случае их возникновения.

В итоге учащиеся должны уяснить основное правило: чтобы избежать беды, надо строго соблюдать меры предупредительного характера при обращении с огнем, использовании систем водо -, газо-, электроснабжения.

Календарно-тематическое планирование
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.




Месяц

1-е КЛАССЫ – 4 ЧАСА.

Безопасность в помещении.


Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май.

Правила эвакуации из горящего помещения
Какие опасности нас подстерегают в помещении.
Основные правила пожарной безопасности.
Меры предосторожности с огнем.
Детские шалости с огнем и их последствия.
Как действовать при возникновении пожара в школе.
Как действовать при возникновении пожара в дома.
Как действовать при возникновении пожара на транспорте.
Правила безопасного поведения в быту






2-4е КЛАССЫ – 4 ЧАСА.







Огонь – друг и враг человека



Месяц

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Апрель
Май.

(Проводится в каждом классе, с учетом возрастных особенностей).

Правила эвакуации из горящего помещенияj0342973
Причины возникновения пожара в помещении
Причины возникновения пожара на транспорте
Причины возникновения пожара на природе
Чем опасен огонь? j0232900
Противопожарные меры
Как действовать при пожаре?

Меры предосторожности с огнем.
Правила безопасного поведения в быту.



ОСНОВНАЯ ШКОЛА.








5-е КЛАССЫ – 10 ЧАСОВ.


Месяц

Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь


Декабрь

Январь

Февраль


Март


Апрель

Май.

Практические занятия - 2 часа.

ЧС аварийного характера в жилище. 4 часа.

ЧС на транспорте 4 часа
Пожар в жилище. Причины возникновения и возможные последствия пожаров в жилых и общественных зданиях (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечки газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращение с огнем и др.)
Особенности горения синтетического материала. Огнестойкость строения Правила

безопасного поведения при пожаре в доме, в квартире в многоэтажном здании, в подъезде, на балконе, в подвале.
Практические занятия Система обеспечения безопасности города, села, любого населенного пункта (милиция, пожарная охрана, скорая медпомощь, службы спасения, коммунальные и др.). Правила их вызова.
Безопасное поведение человека, если на нем загорелась одежда, если в комнате загорелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, загорелась елка.
Способы эвакуации из горящего здания

ЧС на транспорте 4 часа
Железнодорожный транспорт – пожар в вагоне, авария токоснабжения.
Устройство огнетушителей и их виды. Правила действия с огнетушителями при

возникновении пожара.
Авиационный транспорт. Возникновение пожара в салоне самолета. Пожары на других видах транспорта. Правила поведения при их возникновении на транспорте.
Практические занятия Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Экскурсия в пожарную часть.







6-е КЛАССЫ – 12 ЧАСОВ.



Месяц

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Декабрь


Декабрь
Январь

Февраль
Март
Апрель

Май.



Безопасность и защита человека в ЧС.

Автономное существование человека в природе.

Навыки безопасного поведения обучаемых, в опасных ЧС(бури).
Навыки безопасного поведения обучаемых, в опасных ЧС(бури).
Устройство огнетушителей и их виды. Правила действия с огнетушителями при возникновении пожара.
Безопасное поведение человека, если на нем загорелась одежда, если в комнате загорелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, загорелась елка.
Способы эвакуации из горящего здания
Практические занятия Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Правила поведения при возникновении пожара на транспорте.

Практические занятия Система обеспечения безопасности города, села, любого

населенного пункта (милиция, пожарная охрана, скорая медпомощь, службы спасения, коммунальные и др.). Правила их вызова.
Подготовка к проведению «Дня защиты детей» по плану общеобразовательного учреждения.
Подготовка к проведению «Дня защиты детей» по плану общеобразовательного учреждения

Экскурсия в пожарную часть.









ТЕМЫ ДЛЯ 7-х КЛАССОВ – 6 ЧАСОВ

Месяц

Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль
Март
Апрель

Май


Природные пожары (лесные, торфяные, степные) – 4 час

Практические занятия. – 2 часа.

Природные пожары. Их характеристика, происхождение, причины возникновения и последствия.
Меры по снижению потерь от последствий природных пожаров.
Предупреждение природных пожаров. Профилактика

природных пожаров.
Безопасное поведение человека, если загорелась елка. Способы эвакуации. Рекомендации населению, меры безопасности при их тушении.
Действия населения при стихийных бедствиях, наиболее вероятных для данного региона.
Психологические основы выживания в ЧС природного характера.
Рекомендации населению, меры безопасности при пожаре.
Подготовка к проведению «Дня защиты детей» по плану общеобразовательного учреждения.
Экскурсия в пожарную часть.j0342973






8-е КЛАССЫ – 6 ЧАСОВ



Месяц

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

Март
Апрель


Май

Аварии и катастрофы. – 2 часа.

Пожары и взрывы. – 4 часа
Характеристика и возможные последствия аварий, катастроф при взрывах.
Характеристика и возможные последствия аварий, катастроф при пожарах
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе

возникновения взрывов
Безопасное поведение человека, если загорелась елка. Способы эвакуации
Пожары и паника.
Практическое задание Экскурсия на предприятие в целях изучения организации мер по

обеспечению противопожарной безопасности
Отработка навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и ЧС, характерных для

региона.
Подготовка к участию в соревнованиях «Школа безопасности».
Закрепление знаний по пройденным темам программы.


j0232816





9-е КЛАССЫ – 4 ЧАСА




Месяц

Сентябрь

Октябрь


Ноябрь


Декабрь
Январь

Февраль

Март

Апрель


Май

Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре.

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых

и газовых приборов, отопительных печей, применения источников открытого огня.
Что делать, если на человеке загорелась одежда, если в комнате

загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон,

компьютер и т.д.), загорелась елка.
Способы эвакуации из горящего здания.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании.
Возникновение пожара на транспорте и его причины, правила поведения. Краткая характеристика пожарной опасности современного

общественного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного и авиационного.
Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Отработка навыков поведения при аварийных ситуациях в жилище Использование первичных средств пожаротушения в жилищах.
Подготовка к участию в соревнованиях «Школа безопасности».

Экскурсия в пожарную часть.



ПОЛНАЯ ШКОЛА .




Месяц

10-11 е КЛАССЫ – 13 ЧАСОВ


Сентябрь

Сентябрь


Октябрь
Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь
Январь


Февраль

Февраль

Март
Апрель

Май

Нормативные документы: Федеральный закон «О защите населения

и территории от ЧС природного и техногенного характера»

(принят Госдумой 11 ноября 1994 года) 1час.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» (21 декабря 1994 года)

1час. Правовые, экономические и социальные основы обеспечения

пожарной безопасности в РФ. Обеспечение пожарной безопасности –

одна из важнейших функций государства. Основные понятия:

пожарная безопасность, пожар, требования пожарной безопасности,

противопожарный режим, меры пожарной безопасности,

пожарная охрана, первоочередные аварийно-спасательные работы,

пожаро-техническая продукция, гарнизон пожарной охраны.

Полномочия органов государственной власти и органов местного

самоуправления в области пожарной безопасности. Полномочия

этих органов: разработка, планирование и осуществление

государственной политики, организация пожарного надзора,

пожарной охраны. Полномочия органов местного самоуправления

в области пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности. Нормативно-правовое

регулирование в области пожарной безопасности. Разработка и

реализация мер пожарной безопасности.1 час

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение

людей, имущества и ликвидации пожаров. Противопожарная

пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности. 1 час.

Правила и обязанности граждан в области пожарной безопасности

1 час. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности.

Административная ответственность. 1 час.

Краткая характеристика процессов деятельности человека, влияющих

на возникновение опасных ЧС на предприятиях и АЭС, при

транспортировке нефти и газа. (трубопроводов) 1час.

Краткая характеристика процессов деятельности человека, влияющих

на возникновение опасных ЧС на транспорте: железнодорожном,

авиационном, автотранспорте, метро. 1час.

Происхождения пожаров естественного и антропогенного видов.- 1час.

Характеристика правил безопасного поведения в местах криминогенной

опасности: на рынке, стадионе, вокзале и т.д. терроризм. 1 час.

Правила противопожарного поведения в общественных местах – 1 час.

Экскурсия в пожарную часть.




















Вопросы для промежуточной аттестации в 5-9 классах

по правилам пожарной безопасности и поведения при пожаре.

  1. Назовите основные причины при пожаре в жилище.

  2. Назовите основные правила пожарной безопасности в здании (квартире)

  3. Какие правила поведения при пожаре вы знаете?

  4. Почему в городе пожары возникают чаще, чем в поселке, селе и т.д. С чем это связано?

  5. Что вы можете рассказать об огнестойкости зданий?

  6. Назовите основные причины гибели людей при пожаре

  7. В чем состоят особенности горения синтетических материалов и чем опасны вещества, выделяющиеся при их горении?

  8. Какие типы огнетушителей вы знаете?

  9. Как правильно использовать пенные и углекислотные огнетушители при тушении небольших пожаров?

  10. Каким огнетушителем необходимо тушить загоревшуюся электропроводку?

  11. Назовите меры безопасности при работе с углекислотным огнетушителем

  12. Что нужно сделать в доме, чтобы обезопасить пол от выпавших горящих углей или камина?

  13. Как вы поступите, если комната начала наполняться густым едким дымом?

  14. Как необходимо двигаться в задымленном помещении?

  15. Назовите способы эвакуации людей с верхних этажей зданий


Варианты тестирования по правилам пожарной безопасности

и поведении при пожаре.

  1. В каких случаях нужно покидать здание (квартиру) после взрыва:

а) в любом случае,

б) в случае, если не разрушена лестничная клетка.

в) в случае угрозы обрушения здания,

г) в случае, если разрушена часть стены, и угрозы обрушения конструкции нет.

д) в случае начавшегося пожара. (а)

  1. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар. Укажите правильные ответы в необходимой последовательности.

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения

б) открыть окно для удаления дыма,

в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь.

г) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре

д) позвать на помощь взрослых,

е) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре

( в.д.е )

  1. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

а) войти в квартиру и узнать причину задымления.j0342973

б) взять у соседей ведро и потушить пожар

в) пойти к соседям и позвонить 01,

г) позвонить родителям (в.г.)

Методическое обеспечение программы.

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно- воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Основной формой обучения школьников правилам пожарной безопасности является беседа. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории сельсовета, района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.).

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Более эмоциональное воздействие на учащихся оказывает посещение пожарища. У сгоревшего или повреждённого огнем здания школьникам обязательно надо рассказать о причинах этого и других пожаров, особенно по причине детской шалости.

В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в школе должна проводиться показательная учебная эвакуация. Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.

В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период школьника отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность. В младшем школьном возрасте дети больше ориентируются на мнение учителя, родителей и других ребят, старших по возрасту. В среднем школьном или подростковом возрасте начинает формироваться чувство взрослости, появляются новые притязания, формируется самооценка, идет бурное физическое развитие и
становление биологической зрелости. В старшем школьном возрасте любая неопределенность ситуации предполагает наличие некоторого риска. Причём в этом возрасте риск может, как недооцениваться, так и переоцениваться, впрочем, как и "цена" риска.

Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождается эмоциональной напряжённостью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т.п.). Для предотвращения таких явлений необходимо приучить детей спокойно относиться к подобным "ЧП", то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряжённости. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится, прежде всего, на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом обучения. Введение в учебные программы Специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки.

Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить чёткую программу действий. Формулирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийного развития этого процесса очевидна. Целесообразно поэтому независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания по безопасности учащихся. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения из создавшейся экстремальной ситуации.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Школа, объединяя учеников и учителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие учащимся навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать

нормой школьной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью наравне с другими предметами.

Список сайтов, рекомендуемых для посещения:

httр://www.vniipo.ги/ "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны"
httр://www.sec4all.net/stat-all.html сайт по безопасности
httр://www.0-1.ru/ справочник пожарного
httр://www.aha.ru/~zav777/ московская пожарная охрана
httр://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml сайт МЧС
httр://www. mchsrb.ru/fire/years.shtml сайт «Пожарный»
httр://www.fireman.ru/myzei/istorl.htm история пожарной охраны
httр://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время
httр://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm музей пожарной техники и средств пожаротушения
httр://www. mchsrb.ru/fire/recommend.shtml рекомендации по пожарной безопасности
httр://www.fireman.ru/bd/ppb/lp10.htm действия при пожаре
httр://www. mchsrb.ru/fire/ years.shtml пример пожарной статистики
httр://antenna.com/ua/stat/arh_2000/34_9.htm пример происшествия в школе...

ЛИТЕРАТУРА:
1.Федеральный закон «О защите населения и территории

от ЧС природного и техногенного характера»

(принят Госдумой 11 ноября 1994 года)
2.Федеральный закон «О пожарной безопасности»

(21 декабря 1994 года)
3.В.Н.Латчук, С.К.Миронов Методические рекомендации

«Пожарная безопасность» М.; СПЕКТР-М ,2009
4.Гражданская оборона (журнал). - М.:МЧС РФ , 1998
5.Анастасова Л.П., Иванова Н.В. « Жизнь без опасностей» - М.:

Вентана-Графф, 1998
6.Смирнов В.А. «Как защитить свой дом от пожара» -

М.: Просвещение , 1974