Главная страница

Руководство для воспитателя по организации безопасной спортивно-игровой среды в младшем дошкольном возрасте



Скачать 105.92 Kb.
НазваниеРуководство для воспитателя по организации безопасной спортивно-игровой среды в младшем дошкольном возрасте
Дата11.02.2016
Размер105.92 Kb.
ТипРуководство

Руководство для воспитателя

по организации безопасной спортивно-игровой среды в младшем дошкольном возрасте.
Развитие движений в младшем дошкольном возрасте – одна из главных задач педагога. Малыши уже твердо стоят на ногах, активно познают мир, используя для этого весь, пока еще не большой запас движений: ползание, лазание, перелезание, бросание, катание и т.д. Его движения еще нескоординированы, руки плохо слушаются, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, при резких движениях дети часто падают.

Требования к организации физкультурного уголка.

  1. Соответствие правилам безо­пасности и требованиям здоровьясбережения (соответствие возрасту, мебель с закругленными углами, на колесах).

  2. Оптимальное место для занятий с оборудованием — площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы.

  3. Расположение ниш, полочек, крючков, ящиков, тележек и другого инвентаря долж­но отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а рас­положение на них оборудования — принципу целесообразно­сти. Например, игра «Дартс» должна быть размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп — в нижней части шкафа и т.п.




  1. При подборе физкультурного оборудования необходимо ис­ходить из логики развития психо-физических качеств двигательных способностей: быстроты, ловкости, координации, интере­сов и предпочтений детей и возможности организации двига­тельной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами.

  2. Физ­культурный уголок должен логично вписаться и интерьер ком­наты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование. Для ее решения следует исходить из логики необходимости развития базовых основных видов движений: ходьбы и бега, развивающих равновесие и ко­ординацию, подпрыгиваний на месте (в два юла) и спрыгиваний с высоты (в три года), катания, прокатывания и бросания мяча, ползания, подлезания под дуги, влезания и ящик, на куб, перелезания через бревно, лазания по лестнице-стремянке и др.

В связи с этим, в групповой комнате должен быть следую­щий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвен­таря, используемых для самостоятельной и организованной двигательной деятельности детей:

  • доски гладкая и ребристая длиной 1,5 м, шириной 20 см;

  • гимнастическая скамейка длиной 2 м, высотой 15 см, ши­риной 20 см;

  • дуги для подлезания и прокатывания мячей высотой 50 см, шириной 50 см (минимум две); кубы с длиной ребра 25-30 см (минимум 2);

  • кубы, ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 м 10 см, шириной 50,47,44 см и длиной 50,47 и 44 см;

  • лесенка-стремянка высотой 1,5 м; 4- мячи диаметром 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см (минимум по 5каждого размера);

  • мячи надувные пляжные диаметром 40 см (один-два);

  • игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

  • бревно длиной 1,5 м, диаметром 20 см;

  • профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

  • крупные игрушки на колесах (не менее четырех);

  • шнур длиной 10 м, диаметром 10-12 мм;

  • инвентарь для УГ, ОРУ: погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки (по количеству детей);

  • палки гимнастические длиной 75-80 см (4 шт);

  • гимнастический шест длиной 1,8-2 м.

Весь инвен­тарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиени­ческим требованиям и правилам безопасности. Данное требование имеет исключительную важность. По­этому особое внимание воспитатель обязан уделять контролю за деятельностью детей с оборудованием, проверять его устой­чивость и надежность.

Следующая задача-правильное размещение физкультурно-игрового оборудования. Часто воспитатели, стремясь к зони­рованию игрового помещения, располагают физкультурный инвентарь в определенном безопасном для ребенка и удоб­ном для использования месте (в ящике, коробе, на стелла­же и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по сле­дующим причинам.

Во-первых, поведение ребенка ситуативно и целиком опреде­ляется возникшими обстоятельствами. Другими словами, попал яркий мяч в поле зрения ребенка, он будет с ним манипулиро­вать до тех пор, пока не надоест или не укатится в недосягаемое место. Натолкнулся малыш на ящик с колечками, попытался влезть в него, собрать пирамидку, поднял голову вверх и заметил вра­щающийся пляжный мяч, укрепленный на потолке и переклю­чился на взаимодействие с новым объектом и т.п.

Во-вторых, дети в возрасте двух-трех лет очень подражатель­ны, поэтому, увидев как увлеченно играет сверстник с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой вперед-назад по груп­пе, малыш обязательно захочет последовать его примеру.

Постигая азы «азбуки движений», ребенок подобно иссле­дователю изучает свойства разных предметов и игрушек, по­падающих в зону его внимания. Физкультурный снаряд для него — это база для изучения способов его применения.

В связи с вышесказанным, можно расположить физкультурное оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах. Можно попытаться смоделировать траек­торию и характер движений детей. А создание игровых ситуа­ций («сидящий мишка на каталке», «котенок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске» и мн.др.) будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Ребенок должен испытывать сложность в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем.

Таким образом, в первой и во второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Вся группа может представлять единое двигательное пространство, в котором каждый малыш может удовлетворить свою потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.


Руководство

по организации безопасной спортивно-игровой среды в среднем дошкольном возрасте.

По данным исследований, в среднем дошкольном возрасте наблюдается наиболее значительный прирост показателей двигательной актив­ности. Ребенок становится более подвижным, в этом возрасте дошкольники начинают постигать азы правильной техники движений. Однако возможности его еще невелики: дети 4-5 лет слабо ориен­тируются в пространстве, недостаточно ловки, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его са­мостоятельной двигательной деятельности со стороны педагога. Иначе не миновать ушибов и других травм от ударов и падений.
Требования к организации физкультурного уголка.

  1. Соответствие правилам безо­пасности и требованиям здоровьясбережения (соответствие возрасту, мебель с закругленными углами, на колесах).

  2. Оптимальное место для занятий с оборудованием — площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы.

  3. Расположение ниш, полочек, крючков, ящиков, тележек и другого инвентаря долж­но отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а рас­положение на них оборудования — принципу целесообразно­сти. Например, игра «Дартс» должна быть размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп — в нижней части шкафа и т.п.

  4. При подборе физкультурного оборудования необходимо ис­ходить из логики развития психо-физических качеств двигательных способностей: быстроты, ловкости, координации, интере­сов и предпочтений детей и возможности организации двига­тельной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами.

  5. Физ­культурный уголок должен логично вписаться и интерьер ком­наты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

Требования к подбору инвентаря.

При комплектовании содержания физкультурного уголка надо исходить из конкретных условий (площади, количества имею­щегося оборудования и пр.). Универсальным является физкультурно-игровое оборудование, специально предназначенное для размещения в групповой комнате: малогабаритное, легкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:

  • кегли (1—2 набора);

  • «Дартс» (с шариками на липучках);

  • ракетки с мячиками на липучках;

  • напольные и подвесные кольцебросы;

  • поролоновые мячи;

  • мелкий спортивный инвентарь для утренней зарядки;

  • бубен, музыкальный молоточек;

  • мячи-хопы;

  • обручи средних размеров;

  • маски для игр;

  • оздоровительно-профилактические дорожки (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.).


Удовлетворяя детскую любознательность, мы можем сти­мулировать развитие детского творчества, самостоятельности, инициативы. С этой целью можно варьировать местоположение обору­дования, периодически на 2—3 недели убирайте то, которое на­скучило детям. Оживляйте уголок яркими иллюстрациями, те­матическими картинками.

Примечание: ОРУ – общеразвивающие упражнения; ОВД – основные виды движений.

Литература: ж. «Инструктор по физкультуре» № 6/2011г.

Руководство

по организации безопасной спортивно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается более высокий уровень психофизического развития старше­го дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в двигательной деятельности. Ребенок свободно держит корпус, более совершенна его координация, устраняются лишние дви­жения, двигательные действия становятся экономными, более уверенными, согласованными и ритмичными.

Благодаря более совершенной ориентировке в пространстве и волевой регуляции, ребенок более уверенно ведет себя на ог­раниченном пространстве, может затормозить движение, изме­нить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопив­шийся двигательный опыт позволяет ребенку содержательно про­водить свое свободное время, организовывать игры со сверстни­ками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Напом­ним, что именно в старшей группе вводится обучение эле­ментам спортивных игр.
Требования к организации физкультурного уголка.

  1. Соответствие правилам безо­пасности и требованиям здоровьясбережения (соответствие возрасту, мебель с закругленными углами, на колесах).

  2. Оптимальное место для занятий с оборудованием — площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы.

  3. Расположение ниш, полочек, крючков, ящиков, тележек и другого инвентаря долж­но отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а рас­положение на них оборудования — принципу целесообразно­сти. Например, игра «Дартс» должна быть размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп — в нижней части шкафа и т.п.

  4. При подборе физкультурного оборудования необходимо ис­ходить из логики развития психо-физических качеств двигательных способностей: быстроты, ловкости, координации, интере­сов и предпочтений детей и возможности организации двига­тельной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами.

  5. Физ­культурный уголок должен логично вписаться и интерьер ком­наты, гармонируя с ним по колориту и стилю.


Особенности организации физкультурного уголка и его назначение.

Учитывая тягу детей к сложно координированным двигатель­ным действиям, спортивным играм и тренажерным устрой­ствам, позволяющим выполнять многообразные варианты дви­жений, физкультурный уголок в старших группах значительно отличается от предыдущих групп.

Во-первых, он становится условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом, в котором отражается жизнь группы, ее основные события (праздник, соревнования, семейный туристский слет и пр.). Например, после физкультурного праздника, в утолок можно поместить вымпел, кубок, развесить фотографии детей. Здесь же могут разместиться тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов. Особенно интересно эта работа проходит накануне олимпиад. Наличие небольшого откидного столика или специальной ниши может позволить расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.). Так складываются спортивные традиции группы, формируются интересы детей.

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счет размещения в нем спортивного инвентаря.

В-третьих, добавляются простейшие малогабаритные трена­жерные устройства. Их могут заменить самодельные резино­вые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыж­ков, балансиры для развития равновесия и пр.

В-четвертых, одним из дополнительных или самостоятель­ных вариантов оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. В нем снаряды располагаются таким образом, чтобы получилось гимнасти­ческое дерево, чтобы с одного снаряда можно было пере­лезть на два соседних.

Примерный перечень инвентаря

для стандартного физ­культурного уголка в старшем дошкольном возрасте:
При комплектации физкультурного оборудования для угол­ка необходимо руководствоваться знаниями о развитии психо­физических качеств и двигательных способностей ребенка.

Итак, старший дошкольный возраст является сензитивным к развитию быстроты (в 5 лет), силы и гибкости (5 и 6 лет), выносливости у детей обоих полов (6 лет) и ловкости (у мальчи­ков), глазомера и координации движений (6,5 лет). Кроме того, необходимо учитывать все возрастающую разницу интересов и предпочтений разнополых детей, а также возможности органи­зации двигательной деятельности на ограниченной площади.


  • пластмассовые городки (1 набор),

  • ракетки и мячи для пинг-понга(2 набора),

  • кегли (1—2 набора),

  • малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи,

  • игра «Дартс» (с шариками на липучках),

  • кольцеброс,

  • резиновый эспандер (1—2 шт.),

  • диск здоровья (2 шт),

  • мини-беговая дорожка,

  • скакалки, резинки (2—3 шт),

  • инвентарь для УГ, ОРУ (султанчики, ленточки, косички, кубики, флажки и т.д.),

  • бубен,

  • обручи (2—3 шт.),

  • настольные спортивные игры,

  • массажеры (ножные, ручные),

  • опорные схемы для ОРУ, ОВД, рисунки,

  • канат, лесенка,

  • мячи резиновые (средних и малых размеров),

  • мячи- хопы,

  • гимнастические маты,

  • атрибуты для п/и (ленточки, маски и т.д.),

  • настольные спортивные игры (футбол, хоккей),

  • корзина для мячей,

  • различное нестандартное оборудование..


Важно помнить, что перечень спортивного оборудования должен подбираться с учетом предпочтений мальчиков и дево­чек. Известно, что в пять лет начинают кристаллизоваться ин­тересы детей. Старшие дошкольники предпочитают однопо­лые компании, определенные виды упражнений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек — координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Литература: ж. «Инструктор по физкультуре» № 6/2011г.