Главная страница

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения



Скачать 57.29 Kb.
НазваниеРазвитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
Дата02.03.2016
Размер57.29 Kb.
ТипДокументы

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения 

с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.

У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия,  наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения  объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.

Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы  специальное обучение  и лечение  на  специальных медицинских  аппаратах.

В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.

В  нашем  детском  саду  в  работе  с  дошкольниками  тифлопедагоги используют самостоятельно созданные мультимедийные презентации («Времена  года», «Урожай», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Цветы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний»),  в зависимости от тематики  включают в занятия программу  «Аура  леса», аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие. 

Информационные  компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения,  адаптировать  наглядный  материал  соответственно   требованиям  для  дошкольников  со  зрительной  депривацией.  Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей. 

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Основа любой презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.  

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  •  осуществление полисенсорного восприятия материала;

  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора  и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

  •  знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном  опыте  ребёнка;

  • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

  • материалы компьютерных  презентационных  слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Использование  мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.  К  тому  же  обеспечивается  активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Информационные  компьютерные технологии  включаются в структуру традиционного коррекционного  тифлопедагогического  занятия как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа  за компьютером  заканчивается  профилактическими упражнениями для зрения и осанки.

В практике лечебно-восстановительной работы  нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы, апробированные в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН).

Программа «Паучок» - для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями, позволяет активизировать визомоторную  деятельность, конвергенцию и аккомодацию.

Программа  «Relax!» - для профилактики пресбиопии и детской миопии. Позволяет оказывать нормализирующие действия на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.

Программа «Крестики» - применяется как игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующее шахматное поле. Этот стимул позволяет активизировать нейроны и восстанавливать межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.

Помимо  активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий  детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.

Компьютеризация лечебно-восстановительного процесса расширяет возможности для диагностики, лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно-восстановительной работы. В  детском  саду  проводится мониторинг  лечебно-восстановительной  работы  с  детьми.

При  выпуске  детей  в  школу  у  большинства  дошкольников,  посещавших  ДОУ,  сняты  диагнозы  амблиопия,  косоглазие.  Кроме  этого,  повысилась  острота  зрения,  изменился  характер  зрения  в  сторону  бинокулярности.

Применение информационно  -  коммуникативных технологий  в  детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.