Главная страница

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка



Скачать 48.12 Kb.
НазваниеРазвитие устной и письменной речи на уроках русского языка
Дата12.02.2016
Размер48.12 Kb.
ТипДоклад



ДОКЛАД

НА ТЕМУ:


«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»


учительницы русского языка и

литературы

Усмановой Каминат Магомедовны

Наши учащиеся все еще недостаточно овладевают русским языком, затрудняются свободно вести разговор на русском языке. Поэтому нужно особое внимание обратить работе по развитию речи.

Работа по развитию речи состоит из трёх частей:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Развитие навыков построения словосочетаний и предложений с употреблением изученных грамматических и лексических форм.

  3. Развитие навыков связной речи.

Обогащению словарного запаса содействуют словарные упражнения. Нужно формировать у учащихся умение видеть, опознавать незнакомые слова, выяснить их значения, пользуясь словарями, подбором синонимов. Объяснение слов можно сопровождать рисунками, наглядностями.

Для пояснения значения слова рукопашный, я показала рисунок «Защитника Брестской крепости», где защитники вели рукопашный бой.

Новые слова в течение 5-7 уроков ученики записывают их в словарики, запоминая их значение и правописание.

Затем следует урок, на котором проводится словарный диктант, целью которого является проверка усвоения правописания этих слов.

Следующий урок контролирует усвоение значения. Способом такой проверки является словарно-смысловой диктант, в результате которого ученики дописывают синонимы тех словосочетаний, которые называет учитель.

Разрывной снаряд - граната, высадка войск на территории врага - десант.

Потом проводится еще один урок, на котором ученики в тексте предупредительного диктанта находят слова, значение и правописание которых им рекомендовалось запоминать.

Такое неоднократное возвращение к этому слову в течение некоторого времени способствует включению его в активный словарный запас школьника, обогащению его речи.

Обогащению словарного запаса способствует подбор слов на определенную тему.

1. Записать слова, обозначающие положительные и отрицательные качества своего друга, подруги.

2. Какие слова вы употребляете, рассказывая о лете в нашем селе?

Развитию речи способствует и анализ лексических значений средств языка.

Дается задание, чтобы ученики сравнили ответы своих товарищей. Почему один ученик получил «5», а другой - «2»? Как вы думаете, от чего точность такой речи зависит?

Задания по развитию построения навыков, построения словосочетаний и предложений могут быть различными.

  • Творческое списывание (вставка вместо точек пропущенных слов, которые даются в начальной форме, распространение предложений с помощью вопросов, дописывание предложений).

  • Самостоятельное составление предложений по опорным словам, по схеме.

  • Составление предложений по открыткам.

  • Словесное описание нарисованного.

  • Составление текста по опорным словам.

Например: после посещения Ахтынского краеведческого музея, учащимся было дано задание: описать одну из комнат музея.

Сначала ученики вспомнили названия экспонатов, написали слова, нужные для описания, а потом описали наиболее запомнившийся зал.

Развитию речи способствуют уроки, проведенные на материале связного текста. Для этого нужно провести уроки, например, по теме «Общие сведения о словосочетании и предложении», объединить высказывание «Осень».

Перед изучением этой темы учащимся дается задание на дом: пронаблюдать и описать небольшой осенний пейзаж, например, грядку на огороде, деревья в саду, осенние цветы и т.д.

Темой высказывания этого урока будет «Наступление осени». Оборудование - цветы и желтые листья. Если названия цветов детям незнакомы, записываются в словарики.

Потом ученики вспоминают стихи об осени. На дом дается задание, чтобы ребята написали сочинение на тему: «Осень в нашем селе».

Тема «Осень» продолжается и на следующем уроке. Дается задание детям, чтобы один ряд написал о солнечном дне, другой ряд описал пасмурный день. На доске пишутся опорные слова, ученики выбирают оттуда нужные выражения.

Таким образом, подряд на нескольких уроках можно говорить об осени.

Развитию диалогической речи будут способствовать составление диалогов на темы: «На почте», «В магазине», «В поликлинике».

Для составления таких диалогов заранее даются опорные слова. При изучении темы «Числительное» можно устроить инсценировку «В книжном магазине».

При изучении темы «Неполные предложения» используется картина В.Е. Маковского «Свидание». По ней проводится сочинение-диалог. Сначала выясняется, в какое время создавалась картин художника? О чем может спросить мать у сына? Что может ответить мальчик? Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? После этого письменно воспроизводится разговор матери и сына. Работа проводится коллективно.

Свидание.

Тяжелая жизнь вынудила крестьянку отдать сына в подмастерья к сапожнику. Однажды мать пришла навестить сына.

‒ Здравствуй, сынок!

‒ Здравствуй, мама!

‒ Ну, как живешь, родной мой?

‒ Плохо...

‒ Какой ты бледный? Тебя плохо кормят?

‒ Да...

‒ Ну, на, ешь калачик.

‒ Спасибо! А как вы живете?

‒ Плохо, сынок! Есть-то нечего. Маша болеет очень. Всё как прежде. Да ты про себя рассказывай. Чему же ты тут научился?

‒ Ничему меня хозяин не учит. Я выполняю всю хозяйственную работу: и посуду мою, и за детьми гляжу. А если не так сделаю, хозяин бьет меня.

‒ А спать поздно ложишься?

‒ Позже всех в доме.

‒ Сыночек, я забрала бы тебя отсюда, да ведь дома-то, сам знаешь...

‒ Ничего, мамочка, я потерплю. Может, ремеслу выучусь и вам помогу.

Картина Маковского вызывает сочувствие к обездоленным и ненависть к угнетателям.

При чтении сочинения дети определяют неполные предложения. Значительной поддержкой в работе учителя являются диафильмы.

Например, при закреплении темы «Простые предложения», можно использовать диафильм «Дети подземелья». Ученик читает текст. Те предложения, которые являются простыми, записываются в тетради и разбираются.

Потом, опираясь на выписанные предложения, переанализируют содержание.

Использование на уроках разнообразно материала помогает учителю раскрывать перед учащимися богатство, величие русского языка.