Главная страница

Протокол № от 20 г. Стратег основная образовательная программа



Скачать 369.6 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. Стратег основная образовательная программа
страница1/3
Дата04.03.2016
Размер369.6 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Утверждено Утверждаю

На педагогическом совете Директор МБОУ ДО «ЦДОД»

МБОУ ДО «ЦДОД» _______________В.Н. Новиков

Протокол №___ от _________ «____»_____________20___г.
Стратег

основная образовательная программа

дополнительного образования детей

физкультурно-спортивной направленности

по обучению основ шахматной игры

для учащихся 11 -15 лет

Срок реализации 3 года


Составитель:

Азарова С.В.,

педагог дополнительного образования


Мариинск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа физкультурно - спортивной направленности.

Актуальность программы

Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы интерес к этому виду спорта значительно усилился. На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: достаточно вспомнить известных в шахматных кругах приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004 г. «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». Это был первый в истории нашей страны специально шахматный приказ, в соответствии с которым создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2007 гг. В соответствии с данной Программой, в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся», рекомендованное для использования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся ими знания, умения и навыки.

Педагогическая целесообразность

Обучение шахматам содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Всплеск интереса к шахматам, шахматной педагогике подтверждается возросшим количеством издаваемой шахматной литературы. За последние годы на прилавках книжных магазинов появились качественные шахматные учебники и пособия. Книжные магазины, располагают многочисленным арсеналом издательских решебников, комбинаций, этюдов по всем разделам шахматной практики.

Как довести огромный объем полезной и нужной информации до уровня ее практического использования? Задача не из простых. На ее решение как раз направлена эта программа.

Отличительные особенности программы

Реализация программы проходит через четыре последовательных этапа: ознакомительного, подготовительного, формирующего и развивающего.

Первые два этапа соответствуют первому году обучения, третий и четвертый – соответственно второму и третьему годам обучения. Материал для каждого из них подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его основании. При этом от этапа к этапу возрастает коэффициент понятий сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования личностных качеств обучающихся.

Особенности построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда, происходит это с различной глубиной погружения в материал. Высший этап обучения опирается в этих случаях на более высокий уровень развития психических качеств детей. Это придает программе в целом возвратно- поступательный характер и существенно экономит время педагога на подготовку занятий в различных группах. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».

Целью программы является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.

Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:

Образовательные:

  • Обучение шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе в шахматной культуре.

  • Изучение правил шахматных соревнований и правил поведения участников соревнований.

  • Изучение современной трактовки дебютов.


Развивающие:

  • Создание условий для развития личности ребенка,
    развития мотивации к познанию и творчеству

  • Развитие у обучающихся генетически заложенных способностей к игре в шахматы

  • Развитие способностей каждого до уровня понимания мотивов и способов шахматных комбинаций

  • Развитие навыков в решении шахматных задач и поиске комбинационных мотивов, понимания позиционной борьбы


Воспитательные:

  • Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности, осознанности собственного «я» в коллективе

  • Вовлечение обучающихся и их родителей в совместную деятельность по организации шахматных турниров, внеклассных мероприятий и общественно-полезных дел.


Сроки реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения.
Возрастные особенности.
Программа рассчитана на детей 11-15 лет. Отбор учащихся в группу свободный. Стартовые возможности для всех детей одинаковы. На первом году обучения, т.е. в ознакомительно - подготовительный период, происходит общее развитие ребенка. Состав группы в первый год переменный. Со второго года обучения общее развитие начинает сочетаться с личностно ориентированным подходом к каждому, учитывающим особенности его возрастного, психологического, физического развития, а также степень одаренности и работоспособности. Поэтому второй, третий год состав группы постоянный. Для успешной реализации программы целесообразнее объединять детей в учебные группы численностью 10 человек.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, викторины, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их от переутомления. К практическим занятиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться и родители.

При определении режима занятий учтены санитарно-

эпидемиологические требования учреждений дополнительного

образования детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа(академисеских) с перерывом на 10-15 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.
Планируемые результаты после 1-го года обучения:

  • Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, конкурсах, сеансах одновременной игры)

  • Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества учащихся.

  • Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательность, внимания, воображения, мышления, памяти.

  • Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма)

  • Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.

Планируемые результаты после 2-го года обучения:

  • Более глубокое изучение шахматной игры, повышение мастерства до уровня спортсменов 4разряда.

  • Развитие комбинационного зрения.

  • Формирование необходимых элементов умственной культуры, психических свойств и устойчивого характера.

  • Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм самоутверждения обучающихся.

  • Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.

Планируемые результаты после 3-го года обучения:

  • Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового

мастерства до уровня спортсменов 3-го спортивного разряда.

  • Приобщение учащихся к самостоятельной работе с шахматной

литературой.

  • Привлечение учащихся к шахматным соревнованиям, проводимых в шахматных клубах и командных соревнованиях детских коллективов.

Формы подведения итогов реализации программы:

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.

Формами промежуточного и итогового контроля являются:

  • конкурсы

  • викторины

  • шахматные турниры

  • командные соревнования

  • участие обучающихся в соревнованиях и шахматных турниров

различного уровня
Предметные компетенции учащихся:

Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;

В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

В проведении педагогом инструктажей;

В применении индивидуальных форм работы;

В корректировке игры;

В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

Педагогическое наблюдение;

Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

Изучении специализированной литературы;

Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

В проведении бесед;

В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

Определение уровня эрудиции обучаемых.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения



Раздел программы

Общее

кол-во

часов

Теория



Практика





Объяснение игры

16

4

12



Цель игры. Способы ее завершения

44

11

33



Основные принципы разыгрывания дебюта

24

6

18



Шаблоны мата

32

8

24



Тактика (первый уровень сложности)

56

14

42



Турниры. Подведение итогов обучения.

26

2

24

Итого:

216

50

166



Второй год обучения.


Раздел программы

Общее

кол-во

часов

Теория


Практика



1.

Типы партий

44

12

32

2

Центральные и фланговые конфигурации

52

12

40

3

Тактика

24

6

18

4.

Пешки

8

2

6

5.

Эндшпиль

32

7

25

6.

Практические занятия

36




36

7.

Турниры. Подведение итогов обучения.

20

2

18

Итого:

216

41

175


Третий год обучения


Раздел программы

Общее

кол-во

часов

Теория



Практика




Основные принципы разыгрывания дебюта

48

12

36



Тактика

36

9

27



Пешки

36

12

24



Эндшпиль

40

10

30



Практические занятия

36




36



Турниры. Подведение итогов обучения.

20

2

18

Итого:

216

45

171

  1   2   3