Главная страница

Применение здоровьеразвивающей технологии д м. н. Базарного В. Ф



Скачать 79.16 Kb.
НазваниеПрименение здоровьеразвивающей технологии д м. н. Базарного В. Ф
Дата12.02.2016
Размер79.16 Kb.
ТипБиография

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Л.Мещерякова

Выступление

на районном методическом объединении


Тема:

Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф.

«Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»

на практике

учитель начальных классов

МОУ средней общеобразовательной

школы №1 им. Н.Л.Мещерякова

Коновалова Н.Н.

Зарайск, 2009

Базарный Владимир Филиппович

(р. 4.05.1942)

Биография

Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), по специальности врач-офтальмолог, русский учёный, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики, педагог-новатор.

С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад).

Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений.

Убедительно показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

Основание внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех типов здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф.

«Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» и приобретения специализированного учебного оборудования для ее реализации.

I. Особенности данной технологии

1. Обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение.
2. Единственная здоровьеразвивающая технология:

- признана научным открытием Академией медицинских наук;

- защищена патентами и авторскими правами;

- одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;

- утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989г;

- прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ;

- имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;

- позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника;

- дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

- представлена в докладе ПАСЕ «О здоровом и гармоничном развитие учащихся» на рассмотрение международному сообществу
3. материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ «Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы» (2005 г) в раздел «Технические средства обучения и оборудование, обеспечивающие здоровьеразвивающие технологии в учебном процессе».

II. Что дает?

- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

- Психологический комфорт в образовательном учреждении.

- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Школа Базарного

Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего, необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Веками известна фундаментальная роль осанки в формировании здорового человека, особенно ребенка.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.

Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, фактор сидения отнесен к базовым факторам риска.

Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления он рекомендует:

- Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.

Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.
При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.

2. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).

3. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

4. При работе в режиме «динамических поз» ребенок может на 3-5 минут прилечь на ковер! Это очень эффективный прием, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лежа недопустимо!

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают эти упражнения не более 1,5- 2 минуты урока и проводятся на материале учебного предмета.

Для разминок и упражнений глаз используются и специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают пробегая несколько раз по разноцветным линиям.

Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный “Экологический букварь” - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции.

В процессе овладения детьми письмом применяются перьевые ручки, что является важным моментом в профилактике напряженности и утомления учащихся.

Практическое применение технологии

1 направление: Развитие речевой деятельности учащихся.

Цель: Формирование навыка владения дыханием и голосом, развитие координированных движений речевого аппарата и оперативного поля зрения, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.

Примерные упражнения

1. Дыхательная гимнастика

«Снегопад», «Листопад», «Одуванчик», «Бабочка», «Кораблик»

Снежинки, листья и т.д., подвесить на подвижные «сенсорные кресты» и предложить ребенку дуть на них под музыку.

2. Артикуляционная гимнастика

1) Так как глаз не может по своей сущности воспринимать прямые линии, использую дидактический прием «Волна» - основу восприятия. Пробегая глазами по «волне» дети ищут и называют согласные или гласные звуки (справа налево или слева направо)

2) Чтение согласной с гласной (открытый, закрытый слог).

3) Чтение ряда гласных с ударением на одном из них.

4) Чтение слогов, наращивание 2-3 согласных (добавляются в процессе чтения)

2 направление: Формирование оптико-пространственных представлений.

  1. Срисовать, сложить из палочек фигуру или букву (по образцу, по памяти), расположенных на специальной держалке, реконструировать букву, добавляя элемент: А-Л-Д

  2. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.

  3. Показать правильно изображенную букву (правильное и зеркальное изображение)

Заключение: Технология здоровьеразвивающего обучения дает возможность реабилитировать и социально адаптировать детей к реалиям окружающего мира, улучшается здоровье учащихся, повышается успеваемость и эффективность учебного процесса, создается психологически комфортная ситуация на уроке.