Главная страница

Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе



Скачать 150.43 Kb.
НазваниеПрименение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
Дата12.02.2016
Размер150.43 Kb.
ТипДокументы

Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе
Автор статьи Анохина Юлия Викторовна, учитель технологии Акбулакской СОШ № 2.

Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от приобретения опыта, умений и навыков самостоятельного выполнения учебных задач на творческом уровне. Характерной деятельностью такой самостоятельной деятельности на творческом уровне по разделу Предпринимательство должно стать моделирование простейшего предпринимательского поведения, решение задач по оценке экономических ситуаций, анализ своих решений и решений других.

Реальному формированию творческих умений учащихся на уроках экономики может способствовать умение структурировать экономическую информацию или полученные знания в форме структурно-логических схем. Это умение окажет прямое воздействие на глубину усвоения учебного материала. Кроме того, структурно-логические схемы окажут существенную помощь учителю при подготовке к занятиям для сравнительно легкого усвоения учащимися нового учебного материала.

Если СЛС составляется учащимися самостоятельно по конкретной проблеме, обозначенной учителем, то это способствует развитию у них аналитических способностей. По своей структуре схемы учащихся, как правило, различаются, поэтому необходимо их обсуждение, в ходе которого может быть разработана оптимальная СЛС. Схемы можно использовать с применением творческого учебного задания, когда учащимся предлагается закончить схему путем заполнения пропусков необходимыми структурными элементами.

Составление различных вариантов схем способствует формированию у учеников умения выделять структурные элементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого. Информация в виде СЛС хорошо запечатлевается в сознании обучаемых, как единый образ, концентрирующий главное.

В теме Предпринимательство на первом уроке «Роль предпринимательства в экономике страны» можно использовать следующие СЛС:

1. Связь моделей смешанной экономики с предпринимательской деятельностью (СЛС №1).

2. Условия развития и основные функции предпринимательской деятельности (СЛС №4).

3. Основные факторы макросреды функционирования фирмы (СЛС №8).

На уроке №2 «Предприниматель и мотивация его деятельности» могут быть использованы схемы:

1. Источники, критерии и этапы принятия предпринимательских идей (СЛС №3).

2. Факторы производительности и их влияние на эффективность и устойчивость бизнеса (СЛС № 7).

3. Типология предпринимательской деятельности (СЛС № 14).

4. Виды риска в предпринимательской деятельности (СЛС №11).

В третьем уроке «Предпринимательский доход» могут быть использованы схемы:

1. Виды издержек производства (СЛС № 10).

2. Виды цен и ценообразование (СЛС №9).

3. Основы бухгалтерского учета и отчетности (СЛС № 12).

На уроке №4 по теме «законодательство РФ о развитии предпринимательства в РФ» можно применить СЛС:

  1. Основные организационно-правовые формы предприятий (СЛС № 5).

  2. Роль государства в предпринимательской деятельности (СЛС № 6).

  3. Классификация теневой экономики (СЛС №2).

При изучении темы №15 программы по экономики для 10-го класса «Деловая среда бизнеса» на уроке по бизнес-планированию можно использовать структурно-логическую схему «Основные этапы работы с бизнес-планом» (СЛС № 13).

В теме №16 Управление предприятием (фирмой) в современных условиях в качестве творческого учебного задания после изучения целей и функций менеджмента можно предложить учащимся разработать свою СЛС «Функции менеджмента», а также использовать схему «Модель эффективной организации труда» (СЛС № 15,16).

При изучении маркетинга в теме №17 Управление деловой активностью для обобщения изученного материала можно применить схему «План-программа маркетинговой деятельности предпринимательской фирмы» (СЛС № 17) и «Основные решения в сфере рекламы» (СЛС №18).
Структурно-логическая схема № 1
С
США

Модель предприниматель - кого общества

1.Принципы либерализма (паритет частной собственности; свобода предпринимательства; рыночная конкуренция)

2.Незначительное прямое воздействие государства на экономику (перераспределение доходов; социальное страхование; корректировка в распределении ресурсов)
вязь моделей смешанной экономики с предпринимательской деятельностью
1.Высокая эффективность государственного воздействия на экономику и социальные процессы (национальные традиции патернализма; свобода частного предпринимательства, благоприятные условия накопления капитала)

Структурно-логическая схема №2
Классификация теневой экономики


Структурно- логическая схема №3
И
Предпринимательская идея.
сточники, критерии и этапы принятия предпринимательских идей


Товарный знак.

Достижения науки и техники.

Новые возможности применения уже производимого товара или услуги.

Не осознанные потребителем, но угаданные предпринимателем потребности.


Источники идей.

Критерии отбора конкретных идей.

Эффективность

(чистая прибыль, время окупаемости)

Цены по сравнению с конкурентами или аналогами.

Перспективы завоевания прочного положения на рынке.

Длительность подготовительного периода.


Доступность требуемого сырья в необходимых пределах

Степень доступности оборудования необходимого для идеи

Возможности

инвестирования

капитала

наличие рабочей силы требуемого профиля и квалификации

Размер и источник требуемого капитала

Принятие решения относительно предпринимательской идеи


6-й этап – принятие предпринимательского решения

Структурно – логическая схема №4
Условия развития и основные функции предпринимательской деятельности


Частная собственность

Свобода предпринимательства

и свобода выбора


Личный интерес, как главный

мотив поведения

Конкуренция

Опора на систему цен или

рыночную систему

Ограниченная роль

правительства

Бюджетно - налоговое регулирование

Кредитно – денежное регулирование

Административное регулирование

условия

функции

Рыночная экономика

Государство



Обеспечение правовой базы и общественного климата, способствующих эффективному

функционированию рыночной системы.



Защита конкуренции


Перераспределение дохода и богатства



Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта


Стабилизация экономики, т.е. контроль управлением занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.



Структурно-логическая схема №5
Основные организационно-правовые формы предприятий


Организационно-правовые формы предприятий


Предпринимательская деятельность без

образования юридического лица (ПБОЮЛ)


Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц


Хозяйственные товарищества


Полное товарищество

Товарищество на вере


Производственные кооперативы

Хозяйственные общества


Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Акционерное общество


Унитарные предприятия


Открытое акционерное общество (ОАО)


Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Другие типы организации предприятий


Некоммерческие организации


Концерны

Ассоциации

Потребительские кооперативы


Консорциумы

Синдикаты

Картели

Жилищные кооперативы

Общественные организации

Религиозные организации


Фонды

Финансово-промышленные группы

Государственные корпорации


Структурно-логическая схема №6.
Роль государства в предпринимательстве


Экономические

свободы

Способы защиты

экономических

свобод


Правовое закрепление собственности

Гражданский кодекс РФ

Арбитражный суд

Прокуратура и контролирующие органы


Государство

Свобода предпринимательства

Свобода заключения сделок

Свобода распоряжаться результатами своего труда


Функции

Регулирование внешних эффектов

Экономическая безопасность

Перераспределение доходов и богатства


Экономический рост и развитие


Налогообложение доходов

Социальные трансферты


Факторы производительности и их влияние на эффективность и устойчивость бизнеса


Структурно-логическая схема № 8
Основные факторы макросреды функционирование фирмы


Факторы внешней среды

Структурно-логическая схема № 9.
Схема: Виды цен и ценообразование

Структурно-логическая схема №10

В
Издержки- затраты на приобретение факторов производства.

Неявные

(внутренние)

Явные

(внешние)

общие (валовые) (TC)

TC=FC+YC

Общие средние

(валовые средние)

(AC)

издержки на единицу выпускаемой продукции

AC=TC/Q

Переменные (YC)

растут с увеличением объема производства продукции и уменьшаются с уменьшением производства.

Постоянные (FC)

не изменяются с увеличением (уменьшением) объема производства продукции.

Средние

переменные

(AYC)

AYC= YC/Q

Средние

постоянные

(AFC)

AFC=FC/Q

Предельные (МС)

затраты на дополнительно-

выпускаемую единицу продукции

МС = ТСn-1 – ТСn

Qn-1 - Qn
иды издержек производства

Структурно-логическая схема № 11
Виды риска в предпринимательской деятельности

Структурно-логическая схема № 12
Основы бухгалтерского учета и отчетности

Б
Бухгалтерский учёт

Бухгалтерская отчетность
ухгалтерский учётББ


Принципы

Состав


Бухгалтерский баланс

Активные

Пассивные


Средства

(имущество предприятия)

Источники формирования средств

Подведение баланса


План счетов


Основные

(орудия труда, Собственные

оборудование, (уставной капитал,

здания, прибыль…)

машины…)

Основные средства и другие

Оборотные Заемные источники вложения

(материалы, (кредиты банка, Производственные запасы

деньги в кассе, займы…) Затраты на производство

на р/с, готовая Готовая продукция

продукция…) Обязательства Денежные средства

(кредиторская Расчеты

Отвлеченные задолженность, Финансовые результаты использования

(налоги, взносы в фонды, прибыли

платежи и др.) зарплаты…) Капитал и резервы

Структурно-логическая схема №13

Основные этапы работы с бизнес-планом

Структурно-логическая схема №14

Теология предпринимательской деятельности


Предприниматель

е
Предпринимательская деятельность по производству товара

Посредническая предпринимательская деятельность.

Традиционная предпринимательская деятельность

Инновационная предпринимательская деятельность

Традиционная предпринимательская деятельность с инновацией.

Агент

Производителей

Полномочный по сбыту

Полномочный по закупкам

Комиссионер

Брокер

Оптовик-купец

Оптовый дистрибьютер.

Снабженческий (торговый) дом.

Дистрибьютер

Товаров промышленного назначения.

Потребительских товаров

Дилер

Торговый маклер

Консигнант
ятельности.


Торговый представитель


Коммивояжер

Посылторговец

Аукционист

Банкир

Биржевик (биржевой брокер)

Структурно-логическая схема № 15
Модель эффективной организации труда


Регулярные ротации рабочих между подразделениями

Рост зарплаты с выслугой лет

Продвижение по службе

Расширение сферы участия рабочих в управлении производством

Структурно-логическая схема № 16
Функции менеджмента


Планирование

Мотивация


Координация


Выработка планов и стратегии развития фирмы

Количественная и качественная оценка результатов работы фирмы

Организация

Контроль

Процесс побуждения к деятельности

Создание

структуры

управления

Согласованность всех звеньев в работе (планерки, отчеты, совещания).


Структурно-логическая схема №17



План-программа маркетинговой деятельности предпринимательской фирмы

Внешняя среда: Цели предприятия:

экономика, 1. получение прибыли,

правовые ограничения, 2. оплата труда персонала,

политика, 3. соц обязанности перед обществ.

социальная сфера,

международные отношения

и т.д. Цели маркетинга:

1. удовлетворение требований

Внутренняя среда: потребителей.

финансовая, 2. достиж. превосходства над

технологическая, конкурентами,

кадровая, 3. завоевание доли рынка,

организационно – 4. обеспечение роста продаж

структурная

Анализ:

1. рыночной ситуации,

2. покупателей,

3. конкурентов, Системы информации,

4. товара, коммуникации и

5. внутренней среды. управления.


Планирование
Новые товары и их рыночн.

тестирование


Выбор рынка Управление

(рынков) производством

товара


Прогнозирование

рынков

Маркетинговые решения:
товар, товародвижения место продаж,

система формирования спроса и

стимулирования сбыта (ФОССТИС),

ценовая политика и т.д.


Анализ и контроль (рынка, покупателей,

конкурентов, товара.)