Главная страница

Практикум для родителей «Наши пальчики помощники»



Скачать 62.17 Kb.
НазваниеПрактикум для родителей «Наши пальчики помощники»
Дата27.02.2016
Размер62.17 Kb.
ТипПрактикум

Семинар – практикум для родителей «Наши пальчики – помощники».

Н.Н. Волохова, учитель –логопед МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 станицы Ленинградской Ленинградский район.
Мелкая моторика — это со­гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользо­ваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за­стегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его выс­шие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуля­ционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями не­умелых пальцев отстает в пси­хомоторном развитии, у него воз­никают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В мето­дической литературе содержат­ся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые под­тверждают, что тренировка тон­ких движений пальцев рук сти­мулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин. А пальчико­вую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специаль­но отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутоми­тельным и динамичным. С боль­шим увлечением дошкольники выполняют двигательные уп­ражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «паль­чики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путе­шественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоцио­нальный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуго­вицами, веревочками. Волшеб­ные превращения этих матери­алов в картинки радуют детей.

ЦЕЛИ:

• Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, исполь­зуемыми в работе с детьми по развитию мелкой мото­рики и координации дви­жений рук.

• Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сде­лать их союзниками в своей работе по устранению рече­вых нарушений у детей.

• Формировать эмоциональ­ный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имита­ционные игры.

Детям (и родителям) предла­гается отправиться в путеше­ствие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

(по Йосиро Цуцуми, модифицированный) Этот массаж желательно сопровождать веселыми риф­мовками («приговорками»), стихами.
1. Массаж пальцев, начи­ная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики- удальчики.

  1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в ру­ках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой,

снизу — правой

Я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани каранда­ша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные оконча­ния, снимают напряжение.

Пропускать карандаш меж­ду одним и двумя-тремя паль­цами, удерживая его в опре­деленном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими ореха­ми (каштанами).

Катать два ореха между ла­донями. Прокатывать один орех между двумя пальцами. Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развива­ет пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки» — каждым паль­цем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «ку­сать» ногтевые фаланги (по­душечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

В. Берестов

«Узелки» — перебирать ве­ревочки с узлами пальцами, называя по порядку день не­дели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» — с помощью подставки под горячее «хо­дить» указательными и сред­ними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог сти­ха, делая по шагу. Можно «хо­дить» средним и безымян­ным, безымянным и мизин­цем правой и левой руки поочередно или одновременно.

Кто идет?

Идет собака, кот идет,

И дождь идет, и град...

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуго­виц указательными и средни­ми пальцами, двигаться, де­лая по шагу на каждый удар­ный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?..

(Лыжи.)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

«Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, про­волочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из по­ролона с приклеенными пуго­вицами, сопровождая игру про­изнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

ша-шо-шу-ши-ше;

шко-шка-шку-шки-шке;

аш-ош-уш-иш-еш;

шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;

шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу — на руках ее ношу;

ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение: Кто потерял много игрушек

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч-пры­гун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универ­сальному панно», одновремен­но рассказывая стихи на ав­томатизацию, дифференциа­цию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэти­лена (носовой платок) пальца­ми в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пугови­цами, камушками, косточка­ми, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Итог практикума

В ходе дискуссии с роди­телями выясняются.

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

— развивают мелкую мотори­ку рук;

— стимулируют речевое раз­витие;

— повышают работоспособ­ность головного мозга;

— оказывают оздоравливающее и тонизирующее воз­действие на весь организм.

2. Необходимость использо­вания пальчиковой игры-тре­нинга не только в детском саду, но и дома.

В детском саду родители могут получить:

— варианты самомассажа ки­стей и пальцев рук;

— консультации «Значение пальчи­ковых игр и упражнений», «Формы работы для разви­тия мелкой моторики рук», «Игры с мячом»

— брошюры с разнообразным нетрадици­онным материалом для само­массажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук):

«шалуны» — воздушные шары с наполнителем (пе­сок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуго­вицами, резиновые эспанде­ры, мячики с шипами, ре­зинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зуб­ные щетки.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

— выставкой дидактического материала: «Народные игры с пальцами», «Расскажем стихи ру­ками», «Руки помогают говорить. Расскажи сказку руками».

— фотовыставками: «Трениру­ем пальчики»; «Рисуем картинки».