Главная страница

Пояснительная записка рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»



Скачать 445.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/3
Дата28.02.2016
Размер445.05 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по ОБЖ, примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы». Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва. «Просвещение» 2009 г».)

Программа рассчитана на 69 часов в год (1 час в неделю).10кл.-35 часов; 11кл.-34 часа.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ОБЖ на III ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по ОБЖ.
Цели и задачи
Содержание образования по ОБЖ в 10-11 классах устанавливает следующие задачи:

- формирование учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны; патриотизма и долга по защите Отечества;

-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

-овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования приоритетным можно считать формирование таких умений и навыков, как

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • навыки исследовательской деятельности (умение выдвигать гипотезу, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сопоставления, оценки и классификации объектов);

  • навык работы с различными средствами массовой информации (навыки поиска и обработки полученной информации);

  • умение оценивать и корректировать свое поведение в зависимости от обстоятельств в окружающей среде;

  • выполнение в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;

  • осуществлять осознанный выбор профессии.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. А.Т.Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. Москва, «Просвещение» 2007 г.,

2. В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. Москва, «Дрофа» 2007 г.

Дополнительная литература:

1. В.П.Ситников «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника. Москва, «АСТ» 1997 г.

2. В.Г.Бубнов «Основы медицинских знаний» учебное пособие. Москва, «АСТ» 1997 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета: Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс Министерство образования Российской федерации , ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

Анализ Федерального компонента государственного стандарта образования по ОБЖ, Примерной программы по ОБЖ и авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы». Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва. «Просвещение2007г» показал, что авторская программа А.Т. Смирнова позволяет организовать учебный процесс в объеме 69 часов в соответствии с обязательным минимумом содержания образования. Однако в авторской программе некоторые темы отсутствуют, или представлены неполно:
10 класс


темы

Тема авторской программы

Недостающий учебный материал

1.2.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения оказавшегося на территории военных действий.

1.5.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

4.4.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.


Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Добавлена тема «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан» вместо темы «Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности». В рабочей программе тема «Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности» вошла учебным вопросом в тему 1.5. «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи».


темы

Тема рабочей программы

Учебные вопросы

1.6.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - Федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.










  1   2   3