Главная страница

Подарок маме своими руками



Скачать 168.01 Kb.
НазваниеПодарок маме своими руками
Дата12.02.2016
Размер168.01 Kb.
ТипАнализ

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

Новороссийская средняя общеобразовательная школа

с. Новороссийское Алтайского района

Технология


Творческий проект

«Подарок маме своими руками »


Выполнили:

Клокова Валерия Сергеевна,

Дорожинец Марина Александровна,

Сыргашева Дарья Тимофеевна,

Хлус Виктория Андреевна,

Курыпова Алена Юрьевна,

Плисова Лена

учащиеся 5 класса

МБОУ Новороссийская СОШ

с. Новороссийское Алтайского района

Руководитель проекта:

Лышко Наталья Геннадьевна

учитель технологии

МБОУ Новороссийская СОШ
с. Новороссийское 2011
Содержание


  1. Обоснование выбора темы проекта………………………………………….3

  2. Изучение потребности в проектируемом изделии………………………….3

  3. Цели и задачи проекта………………………………………………………..4

  4. Выработка идей ………………………………………………………………4

  5. Анализ идей…………………………………………………………………...4

  6. Немного из истории промыслов……………………………………………..4

  7. Обоснование выбора материалов……………………………………………7

  8. Разработка эскизов изделия…………………………………………………. 8

  9. Выбор оборудования, инструментов, и приспособлений………………….8

  10. Правила безопасной работы при изготовлении изделия…………………. 8

  11. Технологическая последовательность изготовления изделий…………....9

  12. Экологическое обоснование проекта……………………………………...10

  13. Экономическое обоснование проекта……………………………………..11

  14. Реклама………………………………………………………………………11

  15. Самооценка выполненной работы…………………………………………11

  16. Заключение …………………………………………………………………11

  17. Литература…………………………………………………………………..12

  18. Приложения …………………………………………………………………13



  1. Обоснование выбора темы проекта


Ни для кого не секрет, что сейчас, в век прогресса и автоматизации всё более и более востребованы изделия, сделанные вручную, например, сувениры, резные панно, багеты и рамки, шкатулки и многое другое. Такие предметы являются прекрасными мелочами, дополняя интерьер дома. В свою очередь, это искусство тоже не стоит на месте, а приобретает довольно разнообразные и интересные формы. Нельзя обойти стороной стремление к индивидуальности, которая есть ни что иное как создание авторских, притягивающих взор или служащих акцентом в обстановке предметов. И потому столь популярны сегодня самодельные подарки. А степень внимания к человеку определяется не стоимостью подарка, гораздо ценнее, если он сделан своими руками. И вещь, к созданию которой подошли с душой и пусть даже некоторой толикой художественного вкуса, будет иметь индивидуальные черты. Такими подарками и будут наши изделия.


  1. Изучение потребности в проектируемом изделии


Для изучения потребности в планируемых изделиях мы провели анкетирование. В опросе участвовал 21 респондент – это учащиеся нашего класса.

Анкета.

  1. Дарите ли вы маме подарки?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

2. Эти подарки вы делаете сами?

а) да, только сам (-а);

б) Нет, покупаю;

в) дарю что придется.

3. Как вы считаете, какой подарок получить приятнее?

а) купленный;

б) сделанный своими руками;

в) главное не подарок, а внимание.

4. Какой подарок вы бы выбрали?

а) в стиле русских народных промыслов;

б) другой;

в) неважно какой.
Результаты опроса показали, что большинство респондентов хотели бы подарить маме, что – нибудь сделанное своими руками в стиле народных промыслов.


  1. Цели и задачи проекта:

Цель: изготовление подарка - сувенира в стиле народной игрушки;

Задачи:

- изучить специальную литературу;

- познакомиться с техникой папье – маше, ее видами, технологией изготовления предметов;

- совершенствовать навыки лепки объемных изделий;

- развивать свои творческие способности;

- учиться использованию бросового материала, делая из него красивые изделия.


  1. Выработка идей


Мы долго обсуждали с девочками, что же можно изготовить такого, чтобы удивить и порадовать наших мам в праздник.

У нас появились такие идеи:

- сделать панно из соленого теста;

- связать прихватку;

- сделать игрушку или объемное украшение интерьера;

- изготовить открытку.

4. Анализ идей
Обсудив все варианты, мы остановились на выполнении объемного украшения интерьера в стиле дымковской игрушки, т.к. из всех рассмотренных вариантов народных игрушек, она более пластична, нарядна, разнообразна по форме и орнаменту, напоминает разноцветную сказку. А так же сувенира с использованием элементов хохломской росписи. Украшенные хохломской росписью изделия завораживают затейливым узором из трав и ягод. Хохломской орнамент существует не одну сотню лет, развиваясь, он сохраняет свои традиционные основы. И он более других связан с традициями русского узора. А нам бы очень хотелось, чтобы подарок был сказочным, ярким, напоминал детство и воспринимался по-особому радостно.


  1. Немного из истории промыслов

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

В 15 веке царь Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и, между прочим, отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

О происхождении «свистуньи» существует несколько версий.  Одна из них уводит в языческие времена, к празднику  весны и бога солнца – Ярилы. По другой – это древний местный обычай – игра в потешные бои, катанье снежков и глиняных шаров. Третья связывает начало «свистуньи» с поминками по убитым во время известного по летописи Хлыновского побоища. Как бы то ни было раньше, но в 19 веке «свистунья» стала всенародным праздником-гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало глиняным свистулькам.

Производство игрушек в Дымкове стало обширным уже в 19 веке. Так, в 1856 году их делали пятьдесят девять семейств, как и везде – женщины и дети. В 1880-у годы общее число игрушек доходило до ста тысяч. Их знали не только в пределах Вятской губернии, но вывозили в Москву, Оренбургскую губернию, демонстрировали на художественно-промышленных выставках.

Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике. Возможно, привычный для нас теперь типаж дымковской игрушки – барыни, няни, гуляющие и танцующие пары, кавалеры и т.п. – возник не без прямого подражания модным фарфоровым статуэткам, которые нашли своеобразное преломление в творчестве народных игрушечниц, пополнив собой традиционный и, вероятно, более древний по происхождению тип игрушек-свистулек в виде зверей и птиц.(Приложение 2)

Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире больше не применяемая техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.

В каком уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома – это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное, солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.

Хохлома – это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда они расходились не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто чувством природы.

Исследователи и коллекционеры русского декоративного искусства «открыли» для себя хохлому как одно из ярких явлений народного творчества лишь с середины XIX века. Поэтому о произведениях промысла имеются лишь отрывочные сведения, сохранившиеся в архивных документах, литературе начала прошлого века и в еще не забытых устных преданиях. (Приложение 3)

По мнению исследователей, временем рождения хохломы следует считать конец XVII века. Об этом свидетельствуют интереснейшие факты как археологии, так и истории XVII века. Археологические данные рассказывают о том, что с древних времен в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Ее вырезали из местных пород деревьев – чаще всего из липы, изготовляя большие и малые чаши, блюда, ковши. Для прочности и придания блеска такую резную посуду покрывали льняным маслом или приготовленной из него олифой. Этот древний способ обработки деревянных изделий был широко известен на Руси.

Этот промысел стал особенным, уникальным благодаря применению техники окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного металла. Такую технику применяли русские иконописцы, а потом она получила весьма широкое распространение. Сначала использовали порошок серебра, который тоже был дорогим, поэтому посуду украшали лишь нарядными золотыми поясками. Позднее был освоен серебристый по цвету порошок из олова, который и приобретал от покрытий золотую окраску. Золочение стало настолько дешевым, что начали изготавливать крупные блюда и чаши со сплошным золотым фоном. Это явилось решающим фактором для окончательного сложения стиля росписей хохломы, основанного на максимальном использовании красоты и богатства золотого фона в сочетании с растительным орнаментом.(Приложение 4)

  1. Обоснование выбора материалов

Выбрав изделия, мы решили попробовать выполнить их в технике папье – маше.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол. Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам и др. Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».

Конечно, логичнее было бы изготовить сувениры из глины, но чтобы изделия из глины были прочными и долговечными их нужно обжигать в печи, а у нас нет такой возможности. Так же отказались от идеи изготовления украшений из соленого теста, т.к. их достаточно трудно сделать крупными, даже используя основу. Но решили некоторые элементы изготовить из этого материала.

Изучив информационные источники, мы узнали, что нам доступны две технологии изготовления папье – маше:

- склеивание послойно маленьких кусочков бумаги, этот вид ещё называют маширование.;

- лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Из этих двух техник выбрали лепку, т.к. с приемами лепки мы частично знакомы и легко подобрали основу.

Сложностей по подбору материала не возникло. Для работы мы использовали яичные лотки – распространенный упаковочный материал, клей ПВА и пластиковые или стеклянные бутылки для основы, в зависимости от выбранного изделия. Для основы использовали водоэмульсионную белую краску, для раскрашивания изделий – акриловые краски для детского творчества. Выбранные краски дают достаточно надежное покрытие и не смазываются, что не требует лакировки изделия.


  1. Разработка эскизов изделия


Изучив литературу и информационные источники, каждый из нас выбрал изделие. Затем мы приготовили эскиз своего будущего изделия в цвете.




  1. Выбор оборудования, инструментов, и приспособлений


Для работы нам понадобилось такое оборудование и инструменты:

  1. емкость для приготовления бумажной массы;

  2. большая ложка для перемешивания горячей массы;

  3. подкладные доски;

  4. стеки;

  5. кисти №11, 4, 3, 2, 1;

  6. емкость для воды;

  7. салфетки




  1. Правила безопасной работы при изготовлении изделия




  1. В емкость с измельченной бумагой горячую воду нужно наливать аккуратно, избегая разбрызгивания.

  2. После работы с клеем обязательно мыть и вытирать руки салфеткой.

  3. Кисти, стеки передавать в руки друг другу, а не кидать.



  1. Технологическая последовательность изготовления изделий




п/п

Последовательность операций

Изображение

Материалы и приспособления

1.

Яичные лотки измельчить, залить горячей водой, оставить до полного размокания на 10-12 часов.





Емкость для замачивания бумаги, горячая вода, ложка для перемешивания массы.

2.

Размокшую бумагу отжать, добавить клей ПВА в пропорции 2:1.




Емкость для замачивания бумаги, клей ПВА, ложка для перемешивания массы.

3.

Хорошо, до однородности вымесить массу.



Емкость для замачивания бумаги, клей ПВА, ложка для перемешивания массы.

4.

Из бумажной массы, используя бутылочную основу, вылепить фигуры. Готовое изделие покрыть слоем клея. Высушить в естественных условиях.




Бумажная масса, клей ПВА, бутылки, стеки, кисть, салфетки.

5.

К готовым и высушенным изделиям, приклеить детали, заранее сделанные из соленого теста. Покрыть слоем клея ПВА, загрунтовать водоэмульсионной краской в два слоя.




Высушенное изделие, детали из соленого теста, клей ПВА, водоэмульсионная краска, кисть, салфетки.

6.

Роспись изделий акриловыми красками.




Изделие, эскиз, акриловые краски, емкость для воды, кисти №1 – 4,салфетки.


  1. Экологическое обоснование проекта

Мы считаем, что наши изделия экологичны, т.к. бумага это натуральный широко используемый материал в различных сферах нашей жизни. Клей используется в строительстве и отделки жилых помещений, поэтому проходит специальную техническую экспертизу. Краски для детского творчества проверяют на токсичность специальные службы.

  1. Экономическое обоснование проекта







Наименование

Количество

Цена

Стоимость

1.

Яичные лотки

20 шт.

0

0

2.

Клей ПВА

1 банка (2 л)

130руб.

130руб.

3.

Краска водоэмульсионная белая

1 банка (1 л)

80 руб.

80 руб.

4.

Краски акриловые для детского творчества

1 набор (12 цв.)

250 руб.

250 руб.

5.

Мука, соль

по 1 ст.

0

0



При подсчете, стоимость наших изделий равна 360 рублям, на эту сумму мы изготовили 5 подарков. В магазине подобные сувениры нам бы обошлись гораздо дороже.



  1. Реклама


Коробейники, друзья, все скорей, скорей сюда,

Наш товар на загляденье

Выбирай без сожаленья

Хохлома и Гжель, и Дымка,

Всем подарки раздадим – ка!

Выбирай к 8 марта –

Каждой маме по подарку!


  1. Самооценка выполненной работы


Мы считаем, что наш проект удался, потому что

  1. у нас получились отличные подарки для мам к празднику;

  2. мы получили дополнительные знания, просматривая информацию о народных промыслах России;

  3. научились готовить материал для лепки и создавать работы в технике папье – маше;

  4. научились использовать бросовый материал, давать ему «вторую жизнь»;

  5. за время работы над проектом развивали свои творческие способности;

  6. получили огромное удовольствие от общения и работе в группе.




  1. Заключение


Уметь творить своими руками – это здорово! Сначала ты сама придумываешь изделие, выбираешь материалы, затем начинаешь творить. А когда получается готовая вещь, я испытываю чувство радости и удовлетворения, особенно, когда мое «произведение» нравится другим.

  1. Литература




    1. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.

    2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.

    3. Русские художественные промыслы/ ред. группа: М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011.

    4. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1970.

    5. http://ru.wikipedia.org

    6. http://www.samoffar.ru

    7. http://www.kirovreg.ru/region/dymka/

    8. http://vpodvorye.ru/dymkovskaya_igrushka.html

    9. http://www.nadomu.com/texnika-pape-mashe/

    10. http://masterpresent.okis.ru/paper.html

    11. http://stranamasterov.ru/node/32190

    12. http://subscribe.ru/group/biblioteka-rukodeliya/267846/


Приложения

Приложение 1

Результаты опроса







Приложение 2

Образцы дымковской игрушки.











Приложение 3

Легенда о Хохломе

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Приложение 4

Хохломская посуда.