Главная страница

Обоснование программы



Скачать 116.97 Kb.
НазваниеОбоснование программы
Дата16.02.2016
Размер116.97 Kb.
ТипДокументы

Обоснование программы.

Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктовано многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Нервные нагрузки приводят к обострению болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавится от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, токсических веществ. Опрос учащихся показал, что 40% опрошенных учеников в 8 – 10 классах имеют опыт употребления различных наркотиков. Ещё 20% живут и общаются среди лиц употребляющих наркотики. Вследствие истощения душевных сил людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях , что проявляется семейных кризисах, разводах, росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе. Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования. Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.

Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки, которым ещё предстоит сформировать своё отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, разрушение культурных ценностей. Отсутствие у молодых людей знаний приводит к ранним беспорядочным половым связям, рост венерических заболеваний . Около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом, низкая осведомленность у молодых людей по основным вопросам пола. Ежегодно в России 300 тысяч девочек – подростков прибегают к абортам. Каждая 10 супружеская пара в России страдает бесплодием, не редко это причина абортов или последствия перенесённых заболеваний половой сферы.

Очень многие дети, пришедшие в детский дом, уже перенесли в своей жизни тяжелые жизненные потрясения, трагедии. Я считаю, что предлагаемая программа по воспитанию здорового образа жизни призвана позитивно изменить сложившуюся ситуацию, так как позволит сформировать у детдомовских детей уровень отношения к здоровью на уровне установок, навыков и умений. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая, на мой взгляд, выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.

Цели и задачи

  1. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний.

  2. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

  3. Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.

  4. Формирование личности творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции.

  5. Получение знаний, навыков необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей.

Пояснительная записка.

Содержание программы предусматривает воспитание здорового образа жизни через изучение вопросов гигиены, физиологии, сексологии, морали, этики, философии, экономики, семьеведения.

Форма проведения занятий:

лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, игровое моделирование, оформление стенгазет. Предполагается широкое использование технических средств ( компьютер , магнитофон, видеотехника др.),наглядных пособий(таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и рассчитана на 4 года обучения. Содержание программы охватывает детей с 5 по 9 классы общеобразовательной школы.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка.

Программа содержит блоки: мировозренческий, психологический, социальный, правовой, медицинский, семьеведческий .

Валеолого - этический блок включает основные филосовские понятия о мире, жизни. Дает понятия основным философским категориям: забота , ответственность , любовь, сострадание, гармония, счастье, смысл жизни, творчество , свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Валеолого- медицинский блок даёт основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактики болезней. Раскрывает связь состояния психики с соcтоянием нашего тела . Формирует отношение к своему телу как к ценности . Развивает навыки ухода за своим телом ,правильного питания , режима труда и отдыха . Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью : возрастная гигиена , профилактика венерических заболеваний , контрацепция , вред ранних половых связей и аборта .Формируется негативное отношение к вредным привычкам , в том числе к употреблению наркотиков , алкоголя , токсических веществ, курению .

Валеолого- психологический блок даёт понятия о проявлениях психики , структуре личности , самоанализе и саморегуляции .Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души , самоценности своей личности .

Валеолого – правовой блок обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье: формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья, правильное понимание свободы и необходимости .

Валеолого-семьеведческий блок даёт знания о создании, развитии и функционировании семьи. Формирует ценность и потребность семье , развивает навыки внутри семейного взаимодействия, ответственного отношения к будущим детям , реализации здорового образа жизни в семье . Способствует развитию мужественности и женственности у подростков .

Программа рассчитана на 4 года обучения .Содержание программы охватывает воспитанников с 5 по 9 классы детского дома . Занятия проводятся один раз в неделю в течение 45-60 минут( в зависимости от темы) согласно утверждённой сетке .

Содержание программы :

1 год обучения

( 5-6 класс)

Сентябрь.

1.Зачем я на этой земле?

2.Красота окружающего мира. Выставка рисунков «Лето, ах лето».

Октябрь.

1.Представление о смысле жизни.

2.Самоценность личности.

3.Цикличность жизни человека.

4.Преемственность поколений.

Ноябрь.

1.Я- подросток. Кто я? Какой я? Зачем я?

2.Кто я среди людей?

3.Женские и мужские особенности : женственность и мужественность.

4.Оформление газеты к Всемирному дню борьбы со СПИДом «Остановись, чтобы жить».

Декабрь.

1.Перестройка деятельности различных органов и систем в подростковом возрасте.

2.Гигиена подростка.

3.Рациональное и сбалансированное питание. Пробуем составить меню в детском доме на обед, на один день, на неделю.4.Вредные привычки – алкоголь, курени , наркомания и их влияние на здоровье. Выпуск газеты « Ударим юмором по сигарете».

Январь.

1.Семья. Цели и задачи семьи. Разговор о нашей семье. Название. Девиз. Устав.

2.Психологические и воспитательные функции семьи. Выбор лидеров в совет детского дома.

3.Хозяйственные и экономические функции семьи.

4.Семейные праздники. Народные традиции . Праздники в детском доме.

Февраль.

1.3накомство с декларацией прав ребёнка.

2.Права и обязанности воспитанников детском доме.

3.Реализация прав и обязанностей в повседневной жизни. Распределение обязанностей.

4.Служба в армии - почётная обязанность каждого молодого человека, достигшего 18 лет.

Март.

1.Правила безопасного поведения. Угроза жизни

- при нахождении на весеннем льду;

-при хождении под сосульками;

-травматизм в гололёд .

2.Правила поведения в школе и на улице.

3.Ответственность за жестокое поведение.

4.Развитие навыков общения.

Апрель.

1.Основы общения и взаимопонимание, как профилактика стрессовых ситуаций.

2.Как можно создавать здоровую среду вокруг себя.

Рисунок «Интерьер моего будущего дома».

3.Полезные привычки, как их создавать. Работа с пословицей «В здоровом теле - здоровый дух».

4.Здоровая кожа, как этого добиться?

Май.

1.Забота и ответственность.

2.Проявление заботы и ответственности окружающем мире.

3.Проявление заботы в моей семье, моём доме, моей школе.

4.Праздник, посвящённый дню защиты детей.

2год обучения.

(7класс)

Сентябрь.

1.Понятие хрупкости мира.

2.Я защищаю мир и забочусь о нём.

Октябрь.

1.Я украшаю мир. Акция «Чистое утро». Уборка территории детдома и прилегающей к ней территории от мусора.

2.Экологический подход к миру. Изготовление из бросового материала поделок.

3.Осознанность человеческой жизни.

4.Понятие свободы выбора. Оформление плаката, посвящённого Всемирному дню борьбы со СПИДом « Мы выбираем свою жизнь».

Ноябрь.

1.Виды чувств. Что такое воля?

2.Яхочу себе понравится.

3.Разговор с младшим как разговор сильного со слабым?

4.Утешение и утешитель.

Декабрь.

1.Правила поведения с незнакомыми людьми.

2.Понятие осторожности и опасности.

3.Что такое насилие и жестокость.

4.Насильственное и ненасильственное решение проблем.

Январь.

1.Ответственность за принуждение.

2.Способы противостояния принуждению.

3.Способы самоутверждения в группе.

4.Самооценка . Критерии оценки себя и других.

Февраль.

1.Таинство проявления человеческой жизни.

2.На кого я похож? Мои бабушка и дедушка.

3.Семейные реликвии.

4.Наши знаменитые земляки. Участие в областном конкурсе, посвящённом 50- летию полёта Ю.А.Гагарина в космос (рисунки, сочинения).

Март.

1.Мой организм - целая планета.

2.Как сохранить здоровье сердечно - сосудистой системы.

3.Осанка и движение-суть жизни.

4.Здоравливающее дыхание.

Апрель.

1.Биоритмы и здоровье.

2.Законы гармонизации и рассогласованности по ритмам.

3.Воздействие стресса на организм.

4.Создание установки на благополучие.

Май.

1.Труд в семье.

2.Труд, деньги, профессия.

3.Что я умею делать сам?

4.Подведение итогов конкурса «Семья года», «Семьянин года».

3 год обучения.

(8 класс)

Сентябрь.

1.Нравственные законы развития общества.

2.Последствия наших поступков для жизни общества. Акция, посвящённая безопасному поведению детей на дорогах города «Внимание - дети».

Октябрь.

1.Нравственные категории . Понятие чести , совести, порядочности.

2.Понятие добра и зла.

3.Моральные нормы и критерии поведения.

4.Преступление против морали.

Ноябрь.

1.Биология пола и половое поведение.

2.Компоненты полового влечения. Особенности полового влечение.

3.Ранние половые связи. Противопоказания. Статистика по абортам у несовершеннолетних.

4.Проституция. Ответственность за заражение заболеваниями.

Декабрь.

1.Воровство. Преступление и наказание.

2.Бродяжничество-это дорога в «никуда». Зачем нужна такая свобода?

3.Молодёжь и наркотики. Уголовный кодекс РФ о наказании за распространение наркотиков.

4.Умение сказать «Нет» в критической ситуации.

Январь.

Нетрадиционные методы оздоровления.

1.Вода-это жизнь. Целебные силы воды.

2.Удивительные свойства крещенской воды.

3.Знакомство с «Детками» П.Иванова.

4.Лечение музыкой, камнем, цветом.

Февраль.

1.Симпатия. Дружба. Влюблённость. Любовь.

2.Знакомство и установление отношений.

3.Мужское и женское восприятие любви.

4.Экскурс в историю. На Руси говорили: «Я тебя жалею». Почему? Работа с пословицами.

Март.

1.Процесс рождения человеческой жизни.

2.Уход за новорождённым.

3.Конкурс сочинений: «Как я забочусь о младшем брате или сестре».

4.Имя, которое ты носишь. Рассказ о святых ,чьи имена носят дети.

Апрель.

1.Разочарование и конфликт.

2.Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения.

3.Семейный договор и другие пути согласия.

4. «Британские дебаты». Регистрация брака или гражданский брак? За и против.

Май.

1.Фитотерапия. Лекарственные и ядовитые растения.

2.Заготовка лекарственных трав, сушка на зиму.

3.Изотерапия. Изготовление своими руками подарков для выпускников.

4.Подведение итогов конкурса «Семья года» и «Семьянин года».

4 год обучения.

(9 класс)

Сентябрь.

1.Человек. Семья. Общество.

2.Семья и государство. Я - гражданин.

Октябрь.

1.Карьера или семья?

2.Проблемы семьи и одиночества. Личные интересы супругов и общие интересы семьи.

3.Барьеры общения в семье. Проблема общения отцов и детей.

4.Возможности и пути проявлений индивидуальности.

Ноябрь.

1.Анатомия и физиология пола.

2.Заболевания иммунной системы.

3.Венерические заболевания. Симптомы. Особенности заражения. Лечение и профилактика.

4.СПИД. Печальная статистика. Выпуск газеты: «Мы – против СПИДа».

Декабрь.

1.Аборт и контрацепция. Виды и способы применения.

2.Интимность, как нравственное понятие.

3.Молодёжь и наркотики.

4.Алкоголизм, наркомания - стрессы в жизни семьи. Как провести безалкогольный праздник.

Январь.

1.Права человека. Права гражданина России.

2. « Право на жизнь». Международное общество защиты прав не рождённого ребёнка.

3.Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое отношение детьми.

4.Наказывая, подумай - зачем построить . Как построить свои отношения с детьми , чтобы найти золотую середину .

Февраль.

1.Выбор супруга. Критерии.

2.Мотивы вступления в брак.

3.Жизнь в браке и личностный рост супругов.

4.Искусство жизни . Жизнь замечательных людей. История их любви.

Март.

1.«Психология успеха» и формирование мотивации достижения.

2.Планирование своей карьеры.

3.Общение как творчество. Конфликт как возможность обучения.

4.Ролевая игра: «Как разрешать конфликты».

Апрель.

1.Законодательство: уголовное.

2. процессуальное.

3. административное.

4.Закон, как возможность защитить жизнь и достоинство как своё, так и близких людей.

Май.

1.Диагностика и паспорт здоровья.

2.Вес тела и диета .

3.Физиологические основы тренированности.

4.Умей управлять своими эмоциями. Упражнения на релаксацию.

Литература:

1.Физкультурно - оздоровительные занятия для 9-11 классов школ, гимназий, лицеев: Нетрадиционные методы оздоровления на уроках . Казань: Министерство образования Республики Татарстан ,2003.

2.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья. М.: Сфера,2003.

3.Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей / Под ред. В.Н.Касаткина/. –М.:Линка-Пресс,1999.

4.Чупаха И. Здоровьесберегающие технологии. Изд. Илекса . М., 2001.

5.Мороз А., БересеневаТ. Уроки добролюбия. Изд. Сатисъ С.-Пб.2004.

6.СливицкийА.Добрые уроки. Изд. Отчий дом. М.,2001.

7.Шумель Т.И. «Путешествие по стране здоровья. Занятия по формированию здорового образа жизни» Изд. «Белый ветер» М.,2010.

8.Ачкасова Н.А. «Наше здоровье - в наших руках». Пособие по формированию ценностного отношения к своему здоровью». Изд. «Антология» М.2008.

9.Смирнов А.Т., Мишин Б.И. «Формирование здорового образа жизни подростков. Методическое пособие для учителей». Изд. «Вента-Граф».2007.

10. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

11.Воспитание школьников: № 1 2008 г./ Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.

12.Воспитание школьников: № 2 2008 г./2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр. 75-79.

13.Воспитание школьников: № 3 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр.74 - 79.

14.Воспитание школьников: № 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.

15.Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

16.Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

17. Классный руководитель № 8 2007 Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,

18.Семейный вечер «семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 11

19.ДоскинВ.А.,Куинджи И.Н. Биологические ритмы растущего организма. Изд.М.:Медицина,1989.

20.КардашенкоВ.Н. Гигиена детей и подростков. Изд.М.,1989.

21.Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.

22.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

23.Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

24.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988.

25.Кругликов И.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.: Наука, 1987.

26.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

27.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.

28.Поляков В.А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.

29.Соковня-Семенова Н.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1999.

30.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка. – М.: Просвещение, 1981.

31.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М.: Просвещение, 1982.

32.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,1985.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТСКИЙ ДОМ 2 Г.БАЛАКОВО

САРАТОВСКОЙ ОБЛ.

Программа

«Основы здорового образа жизни»

2012-2013учебный год

Программу составила

Мурашова

Марина Юрьевна.
Утверждена на

педагогическом совете

05.о9.2008г.
Директор ГКОУ «Детского дома №2»


Петрова Т.В.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

« ДЕТСКИЙ ДОМ №2 Г. БАЛАКОВО»
ОГРН 1066439000121; ИНН 6439060494; КПП 643901001

413850, Саратовская область, г. Балаково, ул. Рабочая, д. 43 Тел., факс: 8(8453) 46-82-43 тел. 8(8453) 46-87-40




Исх. №_______ от_________2012г.
Положение

о детском самоуправлении

в ГКОУ «Детском доме№2»

г. Балаково Саратовской обл.

20012-2013 учебный год.

Утверждаю

Директор ГКОУ «Детского дома№2»
_________________ПетроваТ.В.