Главная страница

«Настоящий человек»



Скачать 115.7 Kb.
Название«Настоящий человек»
Дата27.02.2016
Размер115.7 Kb.
ТипВикторина



Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п.Головановский Балаковского района

Саратовской области Гвоздевой Светланы Викторовны
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

по книге Бориса Полевого

«Повесть о настоящем человек».


Тема: «Настоящий человек»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Полевого; раскрыть характер главного героя в повести; воспитывать такие нравственные качества, как долг, ответственность, выносливость, умение преодолевать трудности, понимать и уважать людей.
Оборудование: портреты Б. Полевого, А. Маресьева; выставка книг автора; рисунки учащихся, кадры из кинофильма «Повесть о настоящем человеке»

( реж. А. Столпер)
Методические приёмы: чтение, беседа, рассказ, просмотр фрагмента из кинофильма «Повесть о настоящем человеке»
План конференции:

  1. Вступительное слово библиотекаря.

  2. Сообщение ученика о жизни и творчестве Б. Полевого.

  3. Сообщение ученика об истории создания повести.

  4. Сообщение ученика о жизни А.П. Маресьева.

  5. Викторина по содержанию повести.

  6. Просмотр фрагмента из кинофильма.

  7. Творческая работа: «Настоящий человек – это…».

  8. Подведение итогов читательской конференции.



Ход конференции

I. Вступительное слово библиотекаря.
БИБЛИОТЕКАРЬ: «Падая, самолет задел верхушки со­сен... Машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея Мересьсва вырвало из сиденья, подбро­сило о воздух, и, упав на широко­плечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб... Он... ощутил острую, жгучую боль в ступ­нях и... потерял сознание...» Это от­рывок из «Повести о настоящем че­ловеке» Бориса Полевого. Повести о летчике, который преодолел немыс­лимые страдания и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими асами. Такого в исто­рии никогда не было. Все рассказан­ное в этой повести основано на дей­ствительном событии. Об этом написал Борис Николаевич Полевой.


Б. Н. Полевой

Художник Н. Жуков

II.Сообщение ученика о жизни и творчестве Б. Полевого.

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве. Отец его, Николай Петро­вич Кампов, был человек образо­ванный, работал гористом. У него была очень хорошая библиотека. В ней были собраны все лучшие рус­ские и зарубежные классики.

Мать, Лидия Владимировна, окончила Высшие женские курсы и работала врачом. В 1913 году семья переехала в Тверь, где и прошло дет­ство Бориса Полевого. Домашнее хозяйство вела бабушка — человек доб­рый, но очень волевой, которую по­баивались и уважали не только родственники, но и все мальчики во дворе. Под бдительным надзором ба­бушки книжками из отцовской биб­лиотеки пользовался не только Бо­рис, но и его друзья.

Вторым после книг детским увле­чением стала природа. Уже в 4-м классе Борис стал руководителем кружка юных натуралистов. Дома у них постоянно гостила какая-нибудь живность — то сокол, неведомо как залетевший во двор фабрики и поло­мавший крыло о провода, то галчо­нок, выпавший из гнезда и вырван­ный из лап кошки, то беспокойное се­мейство ежей, изгрызшее в доме всю обувь, то здоровенный уж, который жил между двойными рамами и соби­рал под окном толпы любопытных...

Тяга к журналистике появилась у Бориса очень рано. В школе вы­пускалась стенная газета, и которой помещались заметки и фельетоны Бориса под псевдонимом Б. Овод. В 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Твер­ская правда» первую корреспонден­цию. С 1924 года его заметки и кор­респонденции о жизни города регу­лярно публиковались на страницах тверских газет.

После окончания средней шко­лы и промышленного техникума Борис работал на тверской текс­тильной фабрике «Пролетарка».

В 1928 году Борис Полевой оста­вил работу на текстильной фабрике и начал

профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах «Тверская правда», «Проле­тарская правда», «Смена».

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Бориса Поле­вого «Мемуары вшивого человека» — о жизни людей «дна». Это единст­венное издание, подписанное име­нем Б. Кампов. Псевдоним Поле­вой родился в результате предложе­ния одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (сатрusполе) на русский.

Литературную известность По­левому принесла повесть «Горячий цех», опубликованная в 1939 году в журнале «Октябрь».

С начала войны Полевой работа­ет военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. События войны были отражены им в корреспонденциях тех лет. Много та­лантливых публицистических ста­тей написал Б. П. Полевой у стен Ржева. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге «От Белгорода до Карпат» (1945).

В феврале 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья Бориса Полевого «Подвиг Матвея Кузьмина». Чтобы добыть материал для статьи, пришлось в сорокагра­дусный мороз лететь на самолете «У-2» под Великие Луки, где старый колхозник повторил подвиг Ивана Сусанина и завел батальон немец­ких горных стрелков прямо на со­ветскую засаду.

Редактор прочитал статью и по­советовал; «Записывайте, подроб­нейшим образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых становитесь. Записывайте с именами, с адресом, датой. В этой войне наш народ встал во весь рост. Не знала еще Земля такого героиз­ма. Важно, чтобы не только мы, а и дети наши и внуки знали, как наши люди защищали Родину, Записы­вайте, все записывайте. После вой­ны напишите о них книги».

Борис Полевой присутствовал на Нюрнбергском процессе, на ко­тором судили фашистских глава­рей. Вернувшись с заседания три­бунала после допроса Германа Ге­ринга, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с не­доумением и даже с невольным ува­жением говорил в этот день мате­рый гитлеровский волк, припертый в угол вопросами советского обви­нителя. Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рас­сказ безногого летчика, взял ручку и начал писать «Повесть о настоя­щем человеке»...
III. Сообщение ученика об истории создания повести.


История создания «Повести о настоящем человеке» та­кова: во время Великой Отечествен­ной войны писатель Борис Полевой на одном из участков Брянского фронта познакомился с летчиком-истребителем Алексеем Маресье­вым, о котором ему сказали, что это лучший летчик полка. Маресьев при­гласил писателя переночевать в его землянке. В этот день летчик Алек­сей Маресьев совершил 7 боевых вы­летов и сбил 2 вражеских самолета!

Писателю не было известно, что этот летчик не имеет ног, а ходит на протезах. И когда в землянке Алек­сей разделся и снял свои протезы, то писатель был страшно поражен. В послесловии к повести автор пишет: «Что-то тяжелое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил па полу свои ноги. Безногий летчик. Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший 7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолета! Это казалось совершенно невероятно».

В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «...хотите я расскажу вам всю историю с моими ногами?»

Борис Полевой подробно записал этот рассказ в свою тетрадь и после окончания войны обработал запи­санное со слов Маресьева. Он слег­ка изменил фамилию летчика (ав­тор изменил только одну букву в его фамилии), дал новые имена его то­варищам и назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий человек.

IV. Сообщение ученика о жизни А.П. Маресьева.

Алексей Петрович Маресьев. О нем, еще при жизни, была написана книга «Повесть о на­стоящем человеке», был снят фильм, и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве.

Он стал легендой при жизни, гордостью страны, символом герои­ческого военного времени.

Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались вчетвером: трое братишек и мать, работавшая убор­щицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезнен­ным. А он мечтал стать летчиком, Но медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К летной службе не пригоден!» Алексей по­ехал в Сталинград, но и там врачи его не допустили к лётному делу. Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск-на-Амуре. Рабо­тал лесорубом, строителем. Очень окреп. Ни одного приступа малярии или ревматизма. Создали аэроклуб. Летал на самолете «У-2». В 1937 году был призван в армию. Служил меха­ником в 12-м погранотряде. Алек­сей возмущался: в аэроклубе летал, а здесь не дают. Стал проситься, чтобы направили учиться в летное училище в Чите. Прошел медкомис­сию и, наконец, стал летать. Длин­ный путь через тернии!

Зная, как он добивался, чтобы стать летчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он су­мел преодолеть в будущем нечело­веческие трудности, выпавшие на его долю.

В июне 1943 года Маресьев вер­нулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истре­бителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Ма­ресьеву было присвоено звание Ге­роя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совер­шил 86 боевых вылетов, сбил 11 са­молетов противника. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев ста­новится инспектором-летчиком Управления высших учебных заве­дений ВВС.

В июле 1946 года Маресьев с по­четом уволен из состава ВВС.

Полковник в отставке А. П. Ма­ресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Ре­волюции, Красного Знамени, Отече­ственной войны I степени, двумя ор­денами Трудового Красного Знаме­ни, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» 3 степе­ни, медалями, иностранными орде­нами. Был почетным солдатом воин­ской части, почетным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орел. Его именем назва­ны малая планета Солнечной систе­мы, общественный фонд, молодеж­ные патриотические клубы.

В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на Мосфильме режиссером Александром Столпером снят одноименный кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказал­ся, и эту роль исполнил профессио­нальный актер Павел Кадочников.

18 мая 2001 года в Театре Рос­сийской армии намечался торжест­венный вечер но случаю 85-летия Маресьева, по за час до начала у Алексея Петровича случился сер­дечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не прихо­дя в сознание. Торжественный ве­чер все же состоялся, но начался он с минуты молчания...

V. Викторина по содержанию повести.

Учитель: Ребята, вы все прочли «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Прошу вас ответить на следующие вопросы.

1. В какое время происходят со­бытия, описанные в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем че­ловеке»?

2. Как военный летчик оказался один в лесу с перебитыми ногами?

З. Что услышал Мересьев, когда пришел в сознание? Кого он увидел и как повел себя?

4. Какие черты характера вы уви­дели у него?

5. Какое решение принял Мересь­ев, несмотря на то, что «обе ноги никуда не годились (ступни были раздроблены)?

6. Как продвигался летчик, пре­возмогая сильную боль? Куда устре­мился он, не жалея своих сил?

7. Как выжил? Сколько дней он провёл в лесу? Чем питался 18 дней?

8. Как Мересьев оказался в лесной деревне? Кто его нашел и как к нему отнеслись жители этой деревни?

9. Какую роль в жизни Мересьева сыграл комиссар Семен Воробьев?

10. Какую цель поставил Мересь­ев перед собой и как он ее добился?

11. Почему Борис Полевой на­звал свою книгу «Повесть о настоя­щем человеке»? Каков в вашем по­нятии настоящий человек?

VI. Просмотр фрагмента из кинофильма.

(Мересьев учится ходить на костылях)
VII. Творческая работа учащихся: «Настоящий человек – это…».

- Ребята, продолжите предложение: «Настоящий человек – это…» и запишите на листочках.

VIII. Подведение итогов читательской конференции

Учитель: Итак, настоящий человек — ум­ный, волевой, целеустремленный, честный, трудолюбивый, готовый помочь и выручить товарища из беды.

Преодолевая страдания, Алек­сей Мересьев научился не только ходить на протезах, но и бегать, тан­цевать, а потом — кататься на конь­ках и лыжах. Он вернулся в истре­бительную авиацию. Совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолетов. Получил звание Героя Советского Союза.

Его как-то спросили, какое чело­веческое качество он считает глав­ным. Мересьев ответил: «Честность, а главная ценность в жизни — честь и Родина».

Ребята! С детства воспитывайте в себе лучшие человеческие качества, идите по жизни настоящими людьми.

Библиотекарь: Борис Полевой не раз встречался с Алексеем Маресье­вым, который к тому времени окон­чил Академию общественных наук. Он летал вместе с ним в Вашингтон на встречу с американскими ветера­нами отпраздновать годовщину встречи на Эльбе.

И мы благодарны Борису Поле­вому за то, что он рассказал нам о таком замечательном человеке, как Алексей Маресьев. Мы восхищены мужеством, огромной силой воли, целеустремленностью и богатыр­ским характером этого человека. Потеряв обе ноги, он не сломался, а прошел по жизни настоящим чело­веком!



Размышления учащихся «Настоящий человек – это…»

1. Настоящий человек – это человек, который умеет преодолевать трудности. Он мужественен и вынослив. Я считаю, что А.П. Маресьев – настоящий герой не только потому, что он защищал Родину от фашистов, но и потому, что он смог преодолеть себя, свои слабости, физическую и душевную боль. Мне понравилось, как он стремился стать лётчиком, долго и упорно занимался. Настоящий человек очень строг к себе, не даёт себе отдыха, не обвиняет никого в случившемся. Я восхищаюсь мужеством и стойкостью А.П. Маресьева. (ученик 8 класса Карташов В.)
2. В повести Б. Полевого на первом плане подвиг А. Мересьева. Тяжело раненый в густом, незнакомом лесу он смог выжить и выйти к людям. Это, бесспорно, подвиг. Но я хочу рассказать о Комиссаре С. Воробьёве, с которым познакомился Алексей в госпитале. Именно он помог и Алексею, и танкисту Григорию Гвоздеву вернуться к жизни. Комиссар вселил в их души надежду на будущее и сделал это ненавязчиво, подобрав к каждому больному в палате «свой особый ключик». Комиссар Воробьёв был тоже тяжело болен, но до последнего не сдавался, не изменял своим привычкам и заботился о людях, с которыми его связала судьба. Настоящий человек в повести бал Комиссар Воробьёв, и впервые слова «настоящий человек» относились к нему. Очень хорошо, что в трудные минуты жизни Алексею повстречался такой человек. «И очень захотелось стать Алексею настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь». Лётчик Алексей Мересьев трудом, упорством, мужеством и целеустремленностью доказал всем и себе в первую очередь, что он настоящий человек.

(ученик 8 класса Булыгин А.)
3. Настоящий человек – это человек, который способен выстоять в самых трудных обстоятельствах, быть честным и искренним с самим собой, с окружающими. Такой человек заботится не только о себе, а больше о близких людях, как в повести Алексей оберегал свою маму и любимую девушку, а она его. Они не хотели причинять боль друг другу, хотя страдали и мучились. Поэтому многих героев «Повести о настоящем человеке» можно считать настоящими людьми с большой буквы. Всех их объединяло одно горе - это война. Они мужественно сражались с врагами, со своими слабостями, с голодом и разрухой, но не бросали человека в беде. Жители сожженной деревеньки Плавни, обитатели сорок второй палаты, «метеорологический сержант», лётчик Кукушкин, шеф госпиталя Василий Васильевич, Алексей Мересьев и Ольга, Григорий Гвоздев и Анюта верили в победу, не падали духом, не превратились в бездумное стадо, у которого мысль была только выжить.

(ученица 8 класса Утигалиева К.)
Используемая литература


  1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, Стиль. Поэтика. - М., 1972.

  2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т. М.: Дрофа: Вече, 2002. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

  3. Венок Славы Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. М.: «Современник», 1987.

  4. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 6 класс/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова. М.: Наука/Интерпериодика,1999.

  5. Журавлёв С.И. Память пылающих лет. Соврем. Сов. Проза о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  6. Кудряшев Н.И. «О методах преподавания литературы». Кн. Методы

обучения в современной школе.– М.: Просвещение, 1983. – с.80.

  1. Мотеюнайте И.В. «В крови, в страданиях, в смерти…» В.П.Астафьев о войне.- «Первое сентября». Литература № 9, 2007, с.12-15.

  2. Пронина Е.П. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.