Главная страница

Методическая разработка Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»



Скачать 78.68 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Резакова Анна Анатольевна
Дата11.02.2016
Размер78.68 Kb.
ТипМетодическая разработка



Опытно - методическая разработка

Тема:

«Роль изобразительного искусства

в развитии социальной адаптации учащихся

через формирование активной жизненной позиции

на уроках изобразительного искусства

в 7 классе»
Автор: 

Резакова Анна Анатольевна,

учитель

Заклинской общеобразовательной школы.

2010 год


Содержание.


1.Вступление ………………………..3

2.Теоретическая часть……………..4

3. Список литературы………………16

4. Приложение……………………….18

Тема исследования:

 «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Мотив участия в исследовании –

развитие социальной адаптации школьника.

Цель:

выяснить, насколько велика роль изобразительного искусства в формировании активной жизненной позиции для развития социальной адаптации учащихся.

Введение: 

А к т у а л ь н о с т ь и с с л е д о в а н и я связана с

обращением президента к школе с целью создания условий для раскрытия личности, «готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Она обусловлена тем, что в педагогической деятельности я сталкиваюсь с противоречием: дети не готовы признать и принять систему общепринятых ценностей и норм поведения и стремятся придерживаться своей системы ценностей с вытекающим отношением к жизни: конфликтность; агрессивный стиль межличностного общения.

Знакомство с изобразительным искусством может способствовать формированию активной жизненной позиции как признака социально адаптированной личности, востребованной обществом.

Что есть активная жизненная позиция?

Это правило жизни, её восприятие и отношение к ней; образ, стиль жизни.
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я – учащиеся 1- 7- х классов школы, у которых формирование активной жизненной позиции на уроках ИЗО является фактором социальной адаптации учащегося в современных условиях.

Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – определить, какова вероятность возможности выбора учеником активной жизненной позиции через осознание и принятие общечеловеческих ценностей, выработанных предшествующими поколениями, в условиях изучения изобразительного искусства в школе.


Смысл адаптации - принятие личностью норм и ценностей общества.

Это соответствует

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ ПО  ИСКУССТВУ:

   изучение изобразительного искусства направлено на достижение целей:

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; 
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Социально адаптированной можно считать личность, обладающую социальным интеллектом, позволяющим индивиду достигать гармонии с собой и окружающей средой.

Изобразительное искусство - одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, и как средство адаптации к этому миру через зрительские умения.

Темы 3 четверти 7 класса через принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствуют развитию наблюдательности, самосознания и интереса к жизни других людей, поднимает значение каждого момента жизни, вводят собственное бытие учащихся в контекст культуры.

Для исследования современного состояния научной разработанности проблемы социальной адаптации учащихся общеобразовательных школ были проанализированы социально-педагогические, философские, психологические и другие источники. Результаты позволяют выявить высокую актуальность и нарастающее внимание к ней.

Проблеме социальной адаптации посвящены работы философов В. Г. Верещагина, Ю. В. Гана, Е. Л. Ефимова, В. П. Казначеева, С. В. Кинелева, И.А. Милославовой и др. Учеными подчеркивается сложный, системный, многоуровневый характер социальной адаптации.

Встреча с изобразительным искусством уже в первом классе начинается с познания связей искусства с жизнью, с миром, в котором живёт школьник.

На уроках формируется поэтическое видения мира (1 четверть), развивается умение вглядываться в жизнь.

Тема 2 класса «Ты и искусство» приобщает к искусству как к культуре. Через наблюдение учащийся учится видеть мир, выражая своё отношение к нему через изображение .

Тема 3 класса: понимание роли искусства в повседневной жизни, через него происходит приобщение к культуре своего народа.
Тема 4 класса формирует представление о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений о духовной красоте человека.
Основная функция адаптации - освоение условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Тема 5 класса подводит школьников к пониманию коммуникативной функции декоративно- прикладного искусства в обществе.


Тема 6 класса знакомит с искусством изображения как способом познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры.

Непосредственным толчком к началу процесса адаптации чаще всего становится осознание личностью того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых условий среды.

В темах 7 класса изменения языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
В моём проекте адаптация определяется как процесс взаимодействия субъекта и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, приводящие к преодолению стрессовых ситуаций.
Этому способствует развитие поэтического видения реальной жизни при выполнении творческих заданий на уроках в 7 классе во 2-ой четверти.
Адаптация к условиям и требованиям быстроменяющейся жизни, является проблемой для учащихся.

Актуальность обусловила выбор темы исследования:

«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе.»

В практической части я предлагаю развёрнутое тематическое планирование и открытый урок.

Э т а п ы работы:

1 этап накопление и осмысление материала. Основное внимание на этом этапе обращено на формирование общей концепции научно-педагогического исследования ( См планирование)

2 этап теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, трудов основоположников педагогической науки, законодательных и нормативных документов, периодической печати по вопросам исследования, а также изучение практического опыта общеобразовательных школ (см теоретическую часть)

3 этап проведение эксперимента, сравнительный анализ, оформление результатов исследования (см анализ урока)
З а д а ч и и с с л е д о в а н и я : 1. Проанализировать эффективность функции учителя по социальной адаптации учащихся, выявить затруднения, возникающие в ходе социальной адаптации, и вскрыть условия повышения ее эффективности .

2. Определить критерии и показатели эффективной социальной адаптации учащихся, разработать методику выявления уровней их адаптированности .

3. Разработать научно-методические рекомендации и методики, использование которых обеспечит развитие функции учителя по социальной адаптации учащихся (выступление на педсовете).

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я :

1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных. Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме социальной адаптации старшеклассников в общеобразовательных школах.

3. Социологические методы: анкетирование и интервью со старшеклассниками.

4. Обработка и оценка результатов наблюдения.


П р а к т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь работы заключается в том, что оно вооружает педагога общеобразовательной школы эффективньм средством, облегчающим социальную адаптацию учащихся.

Г и п о т е з а исследования:

возможно эффективное выполнение учителем изобразительного искусства функции по социальной адаптации учащихся через создание условий на уроках изобразительного искусства, направленных на формирование активной жизненной позиции учащихся.
Как о ж и д а е м ы й р ез у л ь т а т :

ученик, умеющий анализировать полученные знания, систематизировать и применять их в жизни,

Инициативный,

отвечающий за себя и за свои поступки не только перед самим собой, своими родителями, но и перед обществом,

обладающий потребностью в социально значимой деятельности и ответственностью за ее результаты.
Список литературы:
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: Изд-во Уральского
2. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 332 с.
3. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. - 1996. - Ш 5. - 3-9.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: йзбр. пси- хол. труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995'. - 349 с.
5. Ган Ю.В. Проблема социальной адаптации личности: Авто- реф. дис. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1982. -18 с.
6. Козлов С М . Социальные катаклизмы глазами старшеклассников // Мир психологии. - 1998. - Ш 2(7). - 163-164.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
8. Налчаджян А. 0. Социально - психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
9. Растова Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труды / Алтайск. политех., ин-т. - Барнаул, 1974. - Вып. 37. - 113-119. - 169 -
10. Свиридов Н.А. Социальная, адаптация личности в коллективе // Социал. исслед. - 1980. - № 3. - 50.
11. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Матер. Рос. науч.- практ. конф. (26-28 нояб. 1996 г.). - М., 1996. - 184 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева;
13. Чоросова О.М. Отношение ребенка к себе и другим людям как важнейший компонент нравственного поведения // Мир психологии. - 1998. - №2.(7). - 170-175.
14. Харрис Т. Я хороший, ты хороший / Сокр. пер. с англ. - М.: Соль, 1993. - 171 с.

15. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.

16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П, 1

17. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - С. 220.

18. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П., 2004. - 270 с.