Главная страница

Методическая разработка программы дополнительного образования детей по валеологии на тему: " человек и его здоровье"



Скачать 268.67 Kb.
НазваниеМетодическая разработка программы дополнительного образования детей по валеологии на тему: " человек и его здоровье"
Дата15.02.2016
Размер268.67 Kb.
ТипМетодическая разработка



Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Бутурлиновский механико-технологический

колледж

О.Ю. ИСКРА


Методическая разработка программы дополнительного образования детей по валеологии на тему:

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ”

Бутурлиновка


2006 г.

Автор: О.Ю. Искра - преподаватель спецдисциплин БМТК


Данная программа разработана для дополнительного образования детей и подростков в области комплекса факторов /абиотических, биотических и антропогенных факторов/, влияющих на здоровье человека. Она окажет помощь учителям химии и биологии для организации внеурочной деятельности детей и подростков с 6-го по 9-й классы.

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии ООД


Председатель ЦК О.Ю. Искра

Уважаемая редакция журнала

«Образование в современной школе»!

Высылаю вам для публикации разработанную мной программу по дополнительному образованию детей на тему «Человек и его здоровье». Хочу поделиться ею с учителями и преподавателями естественно - научного цикла, которые могут организовать кружки, факультативные занятия, лектории или др. учебно-воспитательные мероприятия в свете дополнительного образования детей по данной тематике.

Переработанные мною программы на тему «Человек и его здоровье» имеют односторонний подход к этой теме, рассматривая на протяжении нескольких лет влияние на человека таких внешних факторов; как алкоголь, табакокурение и наркотические вещества.

Оригинальностью данной программы является то, что в ней рассматривается человек как часть живой природы в свете влияния на него абиотических, биотических и антропогенных факторов. Это даст возможность учащимся понять весь комплекс проблем, связанных со здоровьем человека. Для детей важно осознание того, что здоровье человека, его продолжительность жизни зависят от многочисленных факторов, с которыми и знакомит ребят данная программа. Программа рассчитана на 5 лет с 5-ого по 9-ый классы), причем в 5-ом классе упор делается на влияние абиотических факторов: 6-7-ом классах – влияние биотических факторов; в 8-ом- влияние антропогенных факторов; а в 9-ом- влияние факторов в комплексе.

Надеюсь, что данная программа поможет моим коллегам организовать полноценное дополнительное образование детей в свете современной концепции инновационных технологий.

Немного о себе.

Я, Искра Ольга Юрьевна, 36 лет. Работаю преподавателем химии и биологии в Бутурлиновском механико-технологическом колледже, который имеет педагогическую площадку (где обучаются и школьники 5-11 класса).

Мой стаж педагогической деятельности 15 лет. Имею высшую квалификационную категорию, являюсь председателем цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

В 2000 году защитила опытно - экспериментальную работу по исследованию эффективности технологии работы с учебными схемами по органической химии. Опыт этой работы обобщался в Воронежском институте повышения квалификации педагогических работников. Эта же работа была представлена на конкурс методических разработок в г. Москва.

Систематически участвую в Фестивале открытых уроков по колледжу. В 2006 г. награждена дипломом как победитель Фестиваля открытых уроков в номинации «За высокое методическое мастерство, оригинальность и уникальность методики». В 2006 г. по приказу главного управления Воронежской области (Пр № 101-к от 15.05.06г.) награждена почетной грамотой за многолетний добросовестный труд по подготовке высококвалифицированных специалистов, творческое отношение к педагогической работе.

Имею публикацию в журнале «Химия в школе» (№ 5 за 2001г.) в рубрике «Методика и обмен опытом»- статья «Зачетное занятие с использованием игры «вертушка».

Пояснительная записка.
Программа разработана для дополнительного образования детей в системе современного образования с целью:

  • выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Практические задачи данной программы по ДОД можно определить следующим образом:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья профессионального самоопределения и творческого труда детей;

  • адаптация их к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

  • организация содержательного досуга.

Учебно-воспитательные задачи курса ДОД по теме: «Человек и его здоровье» следующее:

  • сознание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе;

  • развитие у учащихся причинно-следственных и меж предметных связей в ходе реализации программы;

  • формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни. Последовательность тем учебного плана данной программы обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию научного мировоззрения и развитию глубокого понимания биосоциальной сущности человека в системе живого и сущности человека в системе и не живого на Земле:

5 класс- «Здоровье в системе человек-природа»

6 класс- «Здоровье в системе человек - абиотические факторы»

7 класс- «Здоровье в системе человек - биотические факторы»

8 класс- «Здоровье в системе человек - антропогенные факторы»

9 класс- «Здоровье в системе человек - целостный организм».

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Изучение состояния своего организма и его здоровья служит ряд опытов и самонаблюдений.

Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знания о человеке и отношение к человеку как личности.

Программа

дополнительного образования детей

ГОУ СПО БМТК (СОШ) по валеологии

«Человек и его здоровье» (5-9 классы).
Задачи курса:

  1. Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.

  2. Развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы.

  3. Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.


Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей

  2. Формирование здорового образа жизни в семье.

  3. Развитие экологической культуры.


Учебный план.

I. 5 класс: «Здоровье в системе «человек-природа» 34 часа


№ темы

Темы занятий

Количество часов


1.

Место человека в системе живой природы

4

1.1.

Царства живой природы

1

1.2.

Человек как биологическое и социальное существо

1

1.3.

Значение приспособленности

1

1.4.

Конференция: «Человек и технический прогресс»

1

2.

Понятие о здоровом образе жизни

4

2.1.

Факторы здоровья

1

2.2.

Влияние неблагоприятных факторов

1

2.3.

Оздоравливающие факторы

1

2.4.

Практическое занятие: «Сравнительный анализ факторов здоровья. Определение оптимальных факторов»

1

3.

ЗОЖ и долголетие.

4

3.1.

Стадии жизни человека

1

3.2.

Парадоксы возраста

1

3.3.

Факторы долголетия

1

3.4.

Практическое занятие: «Определение оптимальных факторов долголетия»

1

4.

Здоровье и погода

5

4.1.

Из чего складывается понятие «погода»?

1

4.2.

Что значит «метеочувствительность»?

1

4.3.

Народное метеобюро

2

4.4.

Практическое занятие: «Определяем погоду»

1

5.

Режим «труд-отдых» и здоровье

4

5.1.

Биоритмы у организмов

1

5.2.

Понятие «режим дня»

1

5.3.

Развитие утомления и его последствия

1

5.4.

Практическое занятие: «Составление индивидуального режима дня».

1

6.

Питание и здоровье

6

6.1.

Химический состав пищи

1

6.2.

Функции пищи

1

6.3.

Понятие о рациональном питании

1

6.4.

Особенности питания детей и подростков

1

6.5.

Болезни, связанные с неправильным питанием

1

6.6.

Практическое занятие: «Составление индивидуального рациона питания»

1

7.

Гигиена и здоровье

6

7.1.

Гигиена помещений

1

7.2.

Гигиена кожи, ногтей и волос

1

7.3.

Гигиена полости рта

1

7.4.

Гигиена одежды

1

7.5.

Гигиенические правила поведения в лесу, на водоеме, в туристической поездке

1

7.6.

Практическое занятие: «Составление рекомендаций по личной гигиене»

1

8.

Заключительная конференция. Задания на лето.

1



II. 6 класс: «Здоровье в системе «человек- абиотические факторы».

Итого: 34 часа


№ темы

Темы занятий

Количество часов


1.

Экологические факторы и здоровье

4

1.1.

Классификация экологических факторов

1

1.2.

Закон экологического оптимизма

1

1.3.

Типы приспособленности к экологическим факторам

1

1.4.

Особенности приспособленности человека в ходе его эволюции

1

2.

Воздух и здоровье

5

2.1.

Состав воздуха

1

2.2.

Дыхание организмов. Проблема гипоксии.

1

2.3.

Значение тренировок для укрепления органов дыхания.

1

2.4.

Заболевания органов дыхания, и их профилактика

1

2.5.

Практическое занятие: «Составление программы оздоровления органов дыхания».

1

3.

УФ – радиация и здоровье.

5

3.1.

Эволюция и функция озонового слоя.

1

3.2.

Экология озонового слоя.

1

3.3.

Заболевания, связанные с нарушением озонового слоя.

1

3.4.

Как правильно загорать?

1

3.5.

Практическое занятие: «Составление индивидуальных правил загара».

1

4.

Вода и здоровье

5

4.1.

Свойства и функции воды

1

4.2.

Приспособленность организмов к воде.

1

4.3.

К чему приводит обезвоживание?

1

4.4.

Сколько воды надо человеку?

1

4.5.

Конференция: «Проблемы загрязнения воды»

1

5.

Температура и здоровье

5

5.1.

Приспособленность организмов к разным температурам воздуха.

1

5.2.

«У природы нет плохой погоды».

1

5.3.

Заболевания, связанные с простудой.

1

5.4.

Способы закаливания организма

1

5.5.

Конференция: «Что значит «правильно одеться»?».

1

6.

Почва и здоровье

4

6.1.

Виды почв

1

6.2.

Проблемы, связанные с истощением и закислением почв.

1

6.3.

Болезни «грязных рук».

1

6.4.

Значимость «сменной обуви» для сохранения и укрепления здоровья.

1

7.

Биоритмы и здоровье

4

7.1.

Понятие о биоритмах человека.

1

7.2.

Проблемы, связанные с солнечной активностью

1

7.3.

Значение сна для адаптации человека к неблагоприятным факторам.

1

7.4.

Конференция: «Абиотические факторы и здоровье».

1

8.

Заключительная конференция. Задания на лето.

1

Итого: 34 часа


III. 7 класс: «Здоровье в системе «человек – биотические факторы». 34 часа


1.

Понятие о биотических факторах.

4

1.1.

Классификация биотических факторов.

1

1.2.

Примеры биотических воздействий в природе.

1

1.3.

Эволюционная значимость конкуренции, симбиоза, мутуализма, хищничества и паразитизма

1

1.4.

Место человека в системе биотических факторов

1

2.

Бактерии, вирусы и человек

7

2.1.

Особенности строения вирусов и бактерий

1

2.2.

Многообразие бактерий

1

2.3.

Многообразие вирусов

1

2.4.

Заболевания человека вирусного характера и их профилактика

2

2.5.

Заболевания, вызванные патогенными бактериями, и их профилактика

2

3.

Растения и человек

9

3.1.

Растения как источник питания

1

3.2.

О пользе хлеба и круп

1

3.3.

О пользе овощей

1

3.4.

О пользе ягод

1

3.5.

О пользе соков

1

3.6.

О пряностях и специях

1

3.7.

Лекарственные растения

1

3.8.

Растения-аллергены; ядовитые растения

1

3.9.

Конференция: «Растения и человек».

1

4.

Насекомые и человек

4

4.1.

Значение насекомых в природе и для человека

1

4.2.

Заболевания человека, передающиеся с помощью насекомых (блохи, вши, клещи, мухи, комары, осы).

2

4.3.

Конференция: «Профилактика заболеваний, связанных с насекомыми»

1

5.

Птицы и человек

3

5.1.

Значение птиц в природе и для человека

1

5.2.

Заболевания человека, связанные с птицами, их профилактика

1

5.3.

Проблемы, связанные с птичьим гриппом (диспут)

1

6.

Млекопитающие и человек

4

6.1.

Значение млекопитающих в природе и для человека

1

6.2.

Проблема белкового голодания.

1

6.3.

О наших братьях меньших (значимость психо-физической реабилитации человека при общении с животными).

1

6.4.

Заболевания человека, передающиеся с помощью домашних и редких животных; их профилактика (конференция).

1

7.

Грибы и человек

3

7.1.

Значение грибов в природе и для человека

1

7.2.

Грибы как источник пищи и лекарств.

1

7.3.

Грибковые заболевания человека, их профилактика (конференция)

1

8.

Заключительная конференция. Задания на лето.

1


Итого: 34 часа


IV 8 класс: «Здоровье в системе «человек- антропогенные факторы» 34 часа


№ темы

Темы занятий

Количество часов


1.

Понятие об антропогенных факторах.

4

1.1.

Эволюция и классификация антропогенных факторов.

1

1.2.

Влияние человека на биосферу в ходе НТП

1

1.3.

Сущность экологического кризиса «редуцентов»

1

1.4.

Практическое занятие: «Деятельность человека и ее влияние на экологическое равновесие».

1

2.

Глобальные проблемы человечества

14

2.1.

Проблема перенаселения и демографическая ситуация в России.

1

2.2.

Проблема нехватки пищевых и энергетических ресурсов.

1

2.3.

Проблема гиподинамии.

1

2.4.

Проблема урбанизации; ее связь с дипрессивным и стрессовым состоянием человека.

1

2.5.

Проблема хронической усталости и недосыпания.

1

2.6.

Проблема электромагнитного излучения в общественных учреждениях, в быту, на улице.

1

2.7.

Проблемы, связанные с использованием ПК

1

2.8.

Проблемы, связанные с сотовыми телефонами


1

2.9.

Проблемы, связанные с ГМ – продуктами.

1

2.10.

Проблема аллергизации населения.

1

2.11.

Проблемы, связанные с избыточным или недостаточным весом

1

2.12.

Проблемы канцерогенеза

1

2.13.

Проблемы, связанные с вредными привычками

1

2.14.

Практическое занятие: «Составление рекомендаций по оздоровлению населения»

1

3.

Глобальные экологические проблемы

10

3.1.

Сущность и последствия «парникового эффекта»

1

3.2.

Последствия разрушения озонового слоя

1

3.3.

Последствия загрязнения атмосферы

1

3.4.

Последствия загрязнения воды.

1

3.5.

Последствия загрязнения почв.

1

3.6.

Проблемы, связанные с изменением природных ландшафтов.

1

3.7.

Проблемы, связанные с истощением природных ресурсов.

1

3.8.

Наследствия сокращения видового разнообразия

1

3.9.

Природные катаклизмы и их наследствия.

1

3.10.

Практическое занятие: «Анализ экологического состояния окружающей среды в твоем классе, в школе, в городе.

1

4.

Коэволюция и человек.

5

4.1.

Понятие о коэволюции.

1

4.2.

Значение адаптации человека к условиям окружающей среды.

1

4.3.

Практическое занятие: Составление индивидуального режима дня по оздоровлению организма».

1

4.4.

Практическое занятие: «Полезные советы для составления рациона питания по оздоровлению организма».

1

4.5.

Практическое занятие: «Составление индивидуальной программы спортивных занятий по оздоровлению организма».

1

5.

Заключительная конференция. Задания на лето.

1



  1. 9 класс: «Твое здоровье».




№ темы

Темы занятий

Количество часов


1.

Педагогические основы здоровья

12

1.1.

Здоровье и его формирование

1

1.2.

Воспитание здорового человека (цели и методы).

1

1.3.

Здоровый образ жизни (слагаемые успеха)

1

1.4.

Правила ЗОЖ

1

1.5.

Экологическая культура как фактор ЗОЖ

1

1.6.

Принципы устойчивого развития человеческого общества

1

1.7.

Индивидуальная гигиена

1

1.8.

Гигиена в общественных учреждениях, в транспорте, на улице.

1

1.9.

Валеологические основы питания.

1

1.10.

Социально- нравственные основы здоровья.

1

1.11.

Резервы здоровья.

1

1.12.

Практическое занятие: «Составление гигиенических рекомендаций по оздоровлению».

1

2.

Психологические основы здоровья.

10

2.1.

Психическое благополучие и здоровье.

1

2.2.

Эмоции и здоровье.

1

2.3.

Регуляция эмоционального возбуждения

1

2.4.

Виды психического состояния человека (понятие о ятрогении).

1

2.5.

Переутомление и стресс: физиологическая сущность и методы выхода.

1

2.6.

Развитие психических возможностей.

1

2.7.

Коррекция психики (методы и значение).

1

2.8.

Психосанорегуляция в школе, в СУЗе и в ВУЗе.

1

2.9.

Психология здорового образа жизни.

1

2.10.

Практическое занятие: «Составление индивидуальных рекомендаций по развитию и коррекции психических возможностей».

1

3.

Организм здорового человека.

11

3.1.

Клетки, ткани, организм.

1

3.2.

ЦНС: мозг, нервы; органы чувств

1

3.3.

Органо-двигательная система.

1

3.4.

Сердечно-сосудистая система.

1

3.5.

Дыхательная система.

1

3.6.

Пищеварительная система.

1

3.7.

Мочевыделительная система.

1

3.8.

Железы внутренней секреции.

1

3.9.

Кожа, волосы, ногти.

1

3.10.

Иммунитет.

1

3.11.

Половая система.

1

4.

Заключительная конференция. Выводы.

1


Итого: 34 часа

Литература:


  1. Осипова О.В., Шустов А.В. Биоорганическая химия. Конспект лекций. М.: изд-во Эксмо, 2006.-192с.

  2. Васильцов Н.Г. Лечение биоэнергией. - Воронеж: НПО «Модэк», 1993.-112с.

  3. Кучменко В.С. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. - М.: Дрофа.2000.-224с.

  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. биология (человек). Учебник для учащихся 8 класса ООУ.-М.: «Вентана-Граф», 2004г.

  5. Беляев Д.К. Общая биология. Учебник для 10-11 классов ООУ.-М.: «Просвещение», 2001г.

  6. Ушакова О.Д. загадки и пословицы о природе и погоде. Справочник школьника.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.-96с.

  7. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах Волгоград Учитель, 2006,-238с.

  8. Сухоревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на земле. -Ростов н/Д: «Учитель2, 2003.-128с.

  9. Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда .-Мн.: «Ураджай», 1987.-168с.

  10. Кудинова Л.М. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы Волгоград: «Учитель» , 2005.-119с.

  11. Демис Руссос, В. Скавинская. Проблемы лишнего веса .-М.: Всемирные бестселлеры, 2000г.

  12. Бромлей Ю.В. Земля и человечество. Глобальные проблемы М.: «Мысль», 1985г.

  13. Биологический энциклопедический словарь .-М.: «Советская энциклопедия», 19889г.

  14. Прошина Л.В., Монахов Н.И. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.: «Мысль», 1994г.-463с.

  15. Машанова О.Г., Евстаев в.В. Эволюция. Основы экологии.-М.: «Московский лицей», 1997г.

  16. Бердников В.А.Серия «Человек и окружающая среда». Эволюция и прогресс Новосибирск «Наука», 1991г.

  17. Морозов Е.н. и др. Генетика в вопросах и ответах Мн.: «Университетское», 1989.-288с.

  18. Философские мысли натуралиста/В.И. Вернадский/М.: Наука, 1988г.-520с.

  19. Маркович Д.Ш. Социальная экология .-М.: Просвещение, 1991.-176с.

  20. Иванова К. Справочное пособие по гомеопатии. -М . : Асок-пресс, 1999.

  21. Либерман Е.А. Биология. Новое в Жизни, науке, технике. - М.: Знание,1990г.

  22. Березин В.В. Почему гибнут дикие животные.-м.6знание.1989г.

  23. Научно-популярный гидрометеорологический сборник. Человек и стихия . - Л.: Гидрометериздат,1989.-248с., ил.

  24. Воронина Г.А. 217 рецептов народной медицины. - Алма-Ата: Об-во «Знание» Каз ССР: «Центролюкс», 1989г.

Заяц Р.Г. Биология для абитуриентов. - Мн.: ООО «Юнипресс» 2002.-736с.