Главная страница

Ковалева вера борисовна



НазваниеКовалева вера борисовна
Дата04.03.2016
Размер62 Kb.
ТипЗадача

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИ

(ИГРЫ по ППД)

УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ ГБОУ СОШ № 380
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПТЕРБУРГА

КОВАЛЕВА ВЕРА БОРИСОВНА

Пояснительная записка

Современный ребенок уже в раннем возрасте становится участником дорожного движения. Он овладевает ролью пешехода, пассажира (сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно).

Задача взрослых: педагогов, родителей, близких родственников предотвратить возникновение опасных ситуаций, сохранив тем самым здоровье детей, их жизнь. Именно поэтому такое большое значение имеет своевременное формирование у детей навыков и умений поведения на улице, соблюдение ими правил дорожного движения.

Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет своевременная подготовка детей к умению правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать Правила дорожного движения.

Правила лучше усваиваются детьми постепенно. Сначала в семье, в детском саду, а затем более углубленно - в школе, в учреждениях дополнительного образования.

Исследования психологов показывают, что особенности психики ребенка таковы, что наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

Дети зачастую мало считаются с реальными опасностями на дороге, у них, как правило, по сравнению со взрослыми наблюдается совершенно другая реакция на одни и те же дорожные ситуации. Поэтому очень важно развивать мотивацию к соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения на ней, через осознание ребенком своего ключевого места в окружающем мире.

Дошкольные образовательные учреждения, школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями, где ребенок может получить необходимые систематические знания, навыки безопасного поведения на дороге, умения по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

Отсутствие таких знаний, умений и навыков приводит к дорожно-транспортным происшествиям. А каждое дорожное - транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт недопустим и должен быть опытом, накопленным обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на дороге с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Чем разнообразнее формы работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.

Учитывая эти обстоятельства, при организации профилактической работы в образовательных учреждениях определены следующие направления

деятельности:

-обучение детей правилам дорожного движения и формирование у них навыков культуры поведения на дороге и в общественном транспорте; -практическое закрепление полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков;

Для практической отработки ПДД в школе используется модуль «Азбука дорожного движения». Он интересен по содержанию, занимателен по форме, многофункционален.

Игры с модулем развивают внимание, память, мышление, эмоции детей. Во время игры ребята исполняют роли транспортных средств, проигрывают различные ситуации.

Модуль «Азбука ДД» становится незаменимым тренажером в процессе ознакомления детей с окружающим социальным миром.

Естественно, проводя такую большую, серьезную профилактическую работу с учащимися по Правилам дорожного движения , постоянно отрабатывая навыки культурного поведения учащихся на дорогах, прививая мотивацию к соблюдению ПДД, мы надеемся , что наши труды в этом направлении не пропадут, а «семена» заложенных знаний, умений и навыков в этой области дадут свои «всходы»; теоретические и практические знания не будут расходиться, и результатом работы нашего педагогического коллектива будет уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий с учащимися школы.Сразу же после летних каникул (в начале сентября) я с коллегами, используя напольный вариант модуля «Азбука ДД», в школьной рекреации провела игры по ПДД для учащихся.

Сначала с ребятами повторили «Дорожные знаки», «Волшебные стрелки», затем познакомились с такими понятиями как: -ограничительная полоса -разделительная полоса -транспортные средства

-сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС) -пешеходы

-пешеходный переход («зебра») -стоп - линия -запрещающие знаки -информационные знаки -знаки сервиса ( количество понятий зависит от уровня подготовленности учащихся).

После такой подготовки проводятся игры с использованием модуля «Азбука ДД».

•ч

1. «Светофор»,

Ведущий включает то один, то другой сигнал светофора (показывает шарики красного, желтого и зеленого цвета). Зеленый цвет - дети маршируют, имитируя ходьбу; Желтый - хлопают в ладоши; Красный - стоят смирно.

2. «Продолжи ряд слов».

Ведущий говорит любое слово из лексических групп «Транспорт», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет еще одно, следующий ребенок называет два предыдущих слова и добавляет свое и т.д.

3. «Повторяй за мной».

Ведущий читает стихи. Дети в определенной ситуации все вместе произносят: «Это мы». При указании жезлом на одного из детей он говорит: «Это я».

Кто из вас идет вперед Только там, где переход? -Это (мы) я.

Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат).

Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса?

(Поливочный автомобиль) Что за дворник удалой, Снег сгребал на мостовой?

(Снегоуборочный автомобиль).

Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед).

В два ряда дома стоят. Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица).

Сверху-желтый, Снизу-синий, На груди его звезда, А над ним воздушных линий Протянулись провода. (Троллейбус).

Добежала зебра до угла И на мостовую прилегла. И оставила свои полоски Навсегда лежать на перекрестке. (Переход «зебра»).

Три моих волшебных глаза Управляют всеми сразу. Я моргну - пойдут машины,

Встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором, Кем зовусь я? (Светофором).

И далее игра на размеченной площадке.

Учащимся показывают улицу на площадке. Школьники выполняют роль транспортных средств. Каждому выдают табличку с надписями: такси, автобус, трамвай, троллейбус и т.п.

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Дети молчат)

Знает кто, что красный свет-Это значит - хода нет? -Это (мы) я.

4.Загадай загадку, покажи отгадку.

Ведущий предлагает детям отгадать загадки. Тот, кто отгадает заданное транспортное средство, надевает соответствующую накидку из набора «Азбука ДД» и берет в руки руль.

Количество загадок должно быть на 2-3 больше, чем количество детей. После того как дети отгадают все загадки, они разыгрывают сюжет с использованием модуля «Азбука ДД».

Маленькие домики По улицам бегут, Мальчиков и девочек Домики везут.

(Автомобили).

Для этого коня еда-Бензин, и масло, и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется. (Автомобиль).

Он работает на стройке. Поднимает грузы бойко. Однорукий великан, Это наш....(подъемный кран).

К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Сотни рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор).

Глаз зеленый Загорится, Значит, можно нам Садиться. (Такси).

Детей распределяют на 3 группы, две выстраивают на улице лицом к лицу с правой и левой стороны. Подается команда: «Направо!» «Движение!» Учащиеся едут по улице, подчиняясь правилам движения, по правой стороне, третья группа движется по тротуару. Далее группы меняются местами.

В конце игры предлагаются вопросы и задания: 1 .Покажи проезжую часть улицы Автогородка. 2.Кого называют пешеходом? З.Где переходят улицу пешеходы? 4.Покажи зеленые газоны. 5.Кто двигается по обочине дороги и почему? 6.Для чего служит проезжая часть улицы? 7.Покажи на дорогах Автогородка перекресток.

После игры по ПДД детям предлагается домашнее задание - принять участие в конкурсе рисунков по ПДД.

Для подготовки данного занятия по ПДД была использована следующая литература:

1. «Азбука дорожного движения» СПб, изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007 г. Авторы-составители: М.Ю.Баландеу, Л.Б.Баряева, Н.Н.Григорьева, Е.В.Загребаева, В.Л.Жевнеров.

2.В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД». (Мастерская учителя) Москва, «Вако», 2004г.