Главная страница

Контрольно-методический срез (факультатив «Этика речевого общения») 6 класс начало года



Скачать 243.42 Kb.
НазваниеКонтрольно-методический срез (факультатив «Этика речевого общения») 6 класс начало года
Дата25.02.2016
Размер243.42 Kb.
ТипИнструкция

Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

6 класс начало года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Назови предмет по-другому.

Образец: автомобиль – машина.

а) собака, друг, родник, врач, наездник, летчик, рукавички, метель.

.

2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: волк молодой – волк старый.

Девочка неряшливая, волосы прямые, сумка тяжелая, дорожка узкая, дорожка кривая, дом высокий, дерево тонкое, заяц трусливый, ручеек мелкий, лес редкий.
3. Омонимы

Инструкция

Прочитай стихотворение. Найди в нем суще­ствительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а зна­чения имеют разные.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский.)

4. Многозначность слова

Инструкция

Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворе­ния.

«Перемена, перемена!» — Продремавший весь урок?

Заливается звонок. Неужели этот Вова

Первым Вова непременно Пять минут назад ни слова

Вылетает за порог. У доски сказать не мог?

Вылетает за порог — Если он, то, несомненно,

Семерых сбивает с ног. С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели это Вова, (Б. Заходер.)

5. Образные сравнения

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как …. Острая, как .... Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.

Свойства устной речи.
1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.
2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».
3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.
Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке, поведение на перемене, поведение на прогулке, ситуация в группе)
Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

6 класс середина года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Прочитать синонимы парами. Сказать, какие из существительных не только называют предмет, но и выражают наше отношение к нему.

Разговор, болтовня. Лошадь, кляча. Скупой, скряга. Плут, пройдоха. Собака, псина.
2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: волк молодой – волк старый.

Грязь, правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость, ненависть, грусть.
3. Омонимы

Инструкция

Объясни разницу в значениях существи­тельных.

1. Две головки лука. Стреляют из лука. 2. Глубо­кая норка. Зверёк норка.3. Острая коса. Длинная коса. 4. Стальное перо. Гусиное перо.
4. Многозначность слова

Инструкция

Выдели словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1. Копна сена. Копна волос. 2. Толстая стена. Стена тумана. 3. Море пшеницы. Синее море. 4. Горный поток. Поток слов. 5. Снежный вихрь. Вихрь событий. 6. Морская волна. Волна негодования. 7. Утолить жажду. Жажда знаний. 8. Лесной по­жар. Пожар войны.
5. Образные сравнения

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …, белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.
Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.
2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».
3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.
Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке, поведение на перемене, поведение на прогулке, ситуация в группе)
Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!
Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?

Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

6 класс конец года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Подчеркнуть существительные, употребленные в значении «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.
2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: волк молодой – волк старый.

а) Девочка неряшливая, волосы прямые, сумка тяжелая, дорожка узкая, дорожка кривая, дом высокий, дерево тонкое, заяц трусливый, ручеек мелкий, лес редкий.

б) Грязь, правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость, ненависть, грусть.
3. Омонимы

Инструкция

Прочитай стихотворение. Найди в нем суще­ствительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а зна­чения имеют разные.

Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

Инструкция

Объясни разницу в значениях существи­тельных.

1. Водопроводный кран. Подъёмный кран. 2. Коровий язык. Русский язык. 3. Две головки лука. Стреляют из лука. 4. Глубо­кая норка. Зверёк норка. 5. Острая коса. Длинная коса. 6. Стальное перо. Гусиное перо.
4. Многозначность слова

Инструкция

Выдели словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1. Поле деятельности. Овсяное поле. 2. Блеск солнца. Блеск славы. 3. Пятно позора. Сальное пятно. 4. Мор­ская бездна. Бездна дел. 5. Съедобные плоды. Плоды небрежно­сти. 6. Горы Кавказа. Горы арбузов. 7. Яркая звезда. Звезда кино. 8. Оглушительный гром. Гром победы.


Инструкция

Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворе­ния.

«Перемена, перемена!» — Продремавший весь урок?

Заливается звонок. Неужели этот Вова

Первым Вова непременно Пять минут назад ни слова

Вылетает за порог. У доски сказать не мог?

Вылетает за порог — Если он, то, несомненно,

Семерых сбивает с ног. С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели это Вова, (Б. Заходер.)

5. Образные сравнения

Инструкция

Прочитать предложения из поэмы Н. Некра­сова «Мороз, Красный нос». Найти в них сравнения.

  1. Как саваном, снегом одета, 3. Пройдёт — словно солнце

Избушка в деревне стоит. осветит!

2. Как дождь, зарядивший 4. Как памятник, дедушка

надолго, старый

Негромко рыдает она. Стоял на могиле родной.

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как …. Острая, как .... Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.

б) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …, белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.
Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.
2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».
3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.
Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке, поведение на перемене, поведение на прогулке, ситуация в группе)


Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

Тест

«Дополни фразы»

1.В соответствии с этикетом к человеку, достигшему этого возраста, обращаются на «вы»…

А) 14 лет

Б) 16 лет

В) 18 лет

2. Во время приветствия мужчина должен снять…

А) берет

Б) шляпу

В) шапку

3.Первым приветствует…

А) женщина мужчину

Б) мужчина женщину

В) старший по возрасту младшего

4.Звонить по телефону по личным вопросам рекомендуется…

А) с 9 утра до 10 вечера

Б) с 8 утра до 8 вечера

В) с 7 утра до 9 вечера

5.Окончание телефонного разговора определяет…

А) тот, кто позвонил

Б) тот, кому позвонили

В) обе стороны одновременно

6.Деловой разговор по телефону длится…

А) 1-3 минуты

Б) 3 – 5 минут

В) 5 – 10 минут

7.Придя в гости, прежде всего здороваются…

А) с хозяином

Б) с хозяйкой

В) с гостями

8.При знакомстве первым представляют…

А) мужчину женщине

Б) старшего младшему

В) родителей другу

9.Первым предлагает рукопожатие…

А) мужчина женщине

Б) старший по возрасту младшему

В) оба ответа верны

10.На полученное письмо принято отвечать не позднее, чем через…

А) 1 -3 дня

Б) 5 – 7 дней

В) 8 – 10 дней
Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?

Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

5 класс начало года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Назови предмет по-другому.

Образец: неправда- ложь

Друг, поддержка, храбрость

2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: смех – плач

Горе, мир, зло

3. Омонимы

Инструкция

Прочитай стихотворение. Объясни значение выделенных слов.

Шьет иглой портниха в строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

4. Многозначность слова

Инструкция

Прочитай стихотворение. В каком значении употреблено слово зайчик?

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене

5. Образные сравнения

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Пушистый, как …, белый, как …, черный, как …

Слова для справок: уголь, снег, молоко

Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

Хвост пушистый, бело-рыжий Хвост здесь, видно, неспроста!

Едет плавно над травой, Улетай, скворец, с дорожки!

Едет к птичке… Ближе… Ближе… Бывают кошки без хвоста,

Замер, будто не живой… Но не бывает хвост без кошки!

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитать отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», где волку удалось обмануть козлят, изменив свой голос.
3. Тон речи.

Инструкция

Прочитай выразительно стихотворение С.Я.Маршака «Мяч»

(Помни: какие его части нужно произносить радостно, звонко, какие – быстро, с тревогой, а какие – с замедлением и печально)
Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Распределить роли в сказке «Лиса и заяц» и проинсценировать сказку.

Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

5 класс середина года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Подбери к данным существительным слова близкие по значению

Образец: актер – артист

Танцовщица. Доктор. Школьник. Преподаватель. Боец. Метель.

2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: .начало – конец.

День. Чистота. Приход. Тьма. Тепло. Подъем.
3. Омонимы

Инструкция

Прочитай стихотворение. Найди в нем суще­ствительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а зна­чения имеют разные.

Шел я с сумкой за плечом, Шарю я в ключе по дну,

Вижу, бьет в овраге ключ. Над водою спину гну.

Наклонился над ключом, Если ключ я не найду,

Уронил я в реку ключ. Как домой я попаду?

В.Лифщиц
4. Многозначность слова

Инструкция

Прочитай и отгадай загадку.

Они обычно для шитья;

У ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются - …

Составь предложения с данными словосочетаниями.
5. Образные сравнения

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Земляника, как … сладкая. Земля, как … легкая.

Волосы, как … черные. Солнце, как … горячее.

Слова для справок: пух, костер, уголь, сахар.
Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Загадать загадку и произнести ее в нужном темпе, так, чтобы всем было понятно.
2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».
3.Тон речи.

Инструкция

Прочитай стихотворение.

Была Закрапал,

Тишина, Закрапал,

Тишина, Закрапал

Тишина… По крыше…

Вдруг Наверно.

Грохотом Сейчас

Грома Барабанить

Сменилась Он станет?

Она! Уже

И вот уже дождик Барабанит!

Тихонько – Уже

Ты слышишь! Барабанит!

Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Распределить роли в сказке «Колобок» и проинсценировать сказку.
Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!
Контрольно-методический срез

(факультатив «Этика речевого общения»)

5 класс конец года

Оценка:

0 баллов - невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция:

Замени имена существительные в данных словосочетаниях другими, близкими по смыслу

Образец: радостная весть – радостное известие.

Летний зной. Темная туча. Страшный ураган. Сильное беспокойство.

Слова для справок: тревога, жара, облако, буря.

2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

Образец: грязь – чистота.

Правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость, ненависть, грусть.
3. Омонимы

Инструкция: Поставь ударение в выделенных словах, объясни их значение.

Поля покрылись снежной пеленою. За работой Поля всегда пела.

Замок был сломан и не открывался. На острове стоял старинный замок.

Ворота были закрыты на засов. У ворота рубашки оторвана пуговица.
4. Многозначность слова

Инструкция: Прочитай стихотворение. Объясни значение выделенного слова.

Бросил палку кверху Мишка:

-Падай в лапу с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове -

Сразу шишек стало две.

Инструкция

Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворе­ния.

«Перемена, перемена!» — Продремавший весь урок?

Заливается звонок. Неужели этот Вова

Первым Вова непременно Пять минут назад ни слова

Вылетает за порог. У доски сказать не мог?

Вылетает за порог — Если он, то, несомненно,

Семерых сбивает с ног. С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели это Вова, (Б. Заходер.)

5. Образные сравнения

Инструкция :

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как …. Острая, как .... Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.

б) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …, белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.
Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

Хвост пушистый, бело-рыжий Хвост здесь, видно, неспроста!

Едет плавно над травой, Улетай, скворец, с дорожки!

Едет к птичке… Ближе… Ближе… Бывают кошки без хвоста,

Замер, будто не живой… Но не бывает хвост без кошки!
2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай названия персонажей русских народных сказок.

Какими ты представляешь их голоса?

Баба –Яга, Дюймовочка, Лиса, Лягушка – квакушка.
3. Тон речи.

Инструкция

Вспомни мелодию песни крокодила Гены,

пропой ее, повторяя слова «громко – громко», «тихо – тихо».

Неязыковые средства общения.
1. Жест. 2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке, поведение на перемене, поведение на прогулке, ситуация в группе)


Речевой этикет.

Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!
Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?