Главная страница

«Компьютер: вред и польза умной машины»



Скачать 167.12 Kb.
Название«Компьютер: вред и польза умной машины»
УРВИНА Т. А
Дата06.04.2016
Размер167.12 Kb.
ТипАнкета

Педагогический практикум для родителей

«Компьютер: вред и польза умной машины»
Автор: УРВИНА Т. А., соц. педагог

МОУ Смирновская СОШ
Цель: определить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.
Задачи:

  1. Обоснование актуальность проблемы.

  2. Изучение уровня знаний и умений учащихся правильно для здоровья работать за компьютером.

  3. Выявление уровня зависимости школьников от компьютера.

  4. Определение необходимости внедрения в современную жизнь компьютера.

  5. Профилактика заболеваний, которые может вызвать долгая работа за компьютером.

  6. Знакомство с правилами правильной организации рабочего места за компьютером.

  7. Знакомство с комплексом упражнений для профилактики заболеваний, которые может вызвать работа за компьютером.

  8. Профилактика игровой зависимости среди детей и подростков.

Участники педагогического практикума: родители учащихся, классные руководители, психолог, социальный педагог, медицинский работник.

Подготовительная работа.

Анкета №1 (для учащихся)

Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время?

1. Читать книги.

2. Посещать кружки по интересам и (или) спортивные секции.

3. Играть в компьютерные игры.

4. Общаться по телефону.

5. Гулять на улице.

6. Проводить время с друзьями.

7. Смотреть телевизор.

Анкета №2 (для учащихся)

Есть ли у тебя дома компьютер?

Кто на нем работает дома?

Сколько времени ты проводишь за компьютером?

Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?

Что ты умеешь делать на компьютере?

Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?

Что тебя привлекает в работе на компьютере?

Что тебе не нравится в общении с компьютером?

Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?

Анкета №3 (для родителей)

Прочитайте утверждения и отметьте те, которые вам приходилось наблюдать в поведении вашего ребенка.

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

Прогулял школу – сидел за компьютером.

Приходит домой, и сразу к компьютеру.

Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Интерпретация анкеты: если на 3 и более утверждения вы ответили положительно, то можно говорить о наличии у вашего ребенка компьютерной зависимости.

Ход проведения педагогического практикума.

Вступительное слово классного руководителя:

(1 слайд) Компьютер: вред и польза умной машины

(2 слайд) В наш бурный век, когда все сферы жизни постоянно усовершенствуются и развиваются, трудно найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера. Трудно найти и человека, даже среди детей дошкольного возраста, который не имел бы самых простых навыков работы с этой умной машиной. То, что еще несколько десятков лет назад казалось чем-то непонятным, неизвестным, сложным и почти фантастическим, теперь стало обычным и доступным даже ребенку. Многие уже не представляют своей работы, учебы и повседневной жизни без компьютера.

Первые электронные машины были придуманы для того, чтобы помочь человеку производить сложные математические вычисления, хранить в памяти многочисленные огромные формулы. Но со временем оказалось, что эти машины могут хранить и воспроизводить любые другие виды информации. Много функций выполняет это полезное и необходимое устройство: и числовые расчеты, и печать книг, и создание и изменение рисунков, фотографий, кинофильмов, музыки. С помощью компьютера производится управление современными машинами, заводами, самолетами, космическими кораблями. Физика, химия, медицина, машиностроение, промышленность, торговля — какую отрасль ни возьми, все они оснащены компьютерами.

(3 слайд) Компьютер превратился в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. С детских лет ребенок учится читать, писать, рисовать, не отходя от экрана; тут же смотрит фильмы, слушает музыку. Родители с помощью этой машины составляют и передают документы, пишут деловые письма,

общаются с коллегами по бизнесу. Современные достижения позволяют быстро связываться с помощью Интернета с любой точкой земного шара и узнавать обо всем самую новую информацию. С помощью компьютера можно разработать обстановку дома, соответствующую всем вкусам и желаниям человека, подобрать подходящий стиль в одежде, прическе, косметике и многое другое.

(4 слайд) Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего ребенка компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную – мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.

Давайте поговорим об этом со специалистами.

Слово социального педагога: прежде чем мы начнем обсуждать, вреден или полезен компьютер, я хочу познакомить вас с анкетированием, проведенным в нашей школе с учащимися 1 – 11 класса. Вот их результаты… Знакомство с результатами анкетирования.

Слово психолога:

(5 слайд) Компьютер для самых маленьких

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. (6 слайд) В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге.

(7 слайд) Компьютер – помощник школьника

Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно просит купить ему компьютер. И если у вас есть такая возможность – покупайте. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. (8 слайд) Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

При работе на компьютере, ребенок учится нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Слово медицинскому работнику:

(9 слайд) Компьютер и здоровье ребёнка

Чтобы компьютер не повредил здоровью ребенка, очень важно регламентировать время, которое он проводит за компьютером. Важно найти «золотую середину». Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу.

(10 слайд) Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут – и то, желательно, не каждый день.

Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день.

А с 9-11 лет – не более часа-полутора.

Взрослым без перерыва на компьютере можно работать не более двух часов.

? Сколько времени проводят за компьютером ваши дети? Выслушиваются ответы родителей.

(11 слайд)В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз. Компьютер должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Периодически с монитора необходимо удалять отпечатки пальцев и пыль. (12 слайд) Рабочее компьютерное место должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. В комнате, где вы работаете за компьютером, должно быть столько же света, сколько его на улице в дневное время. Чтобы не навредить зрению, не стоит работать за компьютером в полутьме.

Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Делать ее нужно через каждые полчаса работы на компьютере. Повторять упражнения следует два-три раза.

(13 слайд) Упражнения для глаз.

Примите удобное положение, распрямите спину.

  1. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
    Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.
    Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо.

  2. Изменение фокусного расстояния:
    Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз.

  3. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

  4. Закончить гимнастику необходимо массажем век:
    Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам.

     В современных компьютерах созданы все условия для работы людей с ослабленным зрением. Операционную систему можно настроить так, что шрифт в заголовках окон, командах меню и т.д. будет крупным.

Если вы долго находитесь за компьютером, (14 слайд) есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Надо отметить то что, искривление позвоночника может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Еще лучше откинуться на спинку кресла, оно примет на себя часть нагрузки позвоночника.

(15 слайд)Для профилактики искривлений позвоночника следует:

► Во время работы за компьютером постоянно следить за своей осанкой.

►Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться. Делать это нужно после каждых 2 часов непрерывной работы за компьютером.

(16 слайд) Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная нагрузка на одни и те же мышцы.

При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например)

Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук.

(17 слайд) Упражнения для рук.

Чем чаще (не реже одного раза в час) вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

Встряхните руки.

Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз).

Вращайте кулаки вокруг своей оси.

Пошевелите пальцами.

(18 слайд) Длительная работа на компьютере может привести к заболеваниям органов дыхания.

Для предупреждения заболеваний органов дыхания необходимо:

(19 слайд) Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками (это лучше, чем кактус, который якобы впитывает вредное излучение)

После покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

(20 слайд) Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека у которого ни когда не зависал компьютер с потерей не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами, с первого дозвона не можете войти в Интернет и т.д., Таким образом, вы получаете психическую неуравновешенность.

(21 слайд) Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того что бы её было легко найти, почаще чистите мышку что бы не бесил непослушный курсор, настройте компьютер так, чтобы каждые 5 минут он сохранял информацию и т.д.

В интернете не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, на которой сможете найти нужную вам информацию.

? Какие из вышеперечисленных упражнений используются в вашей семье? Выслушиваются ответы родителей.

(22 слайд) Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютера без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать сына от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге – это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете – стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Слово классного руководителя: еще одной проблемой сегодняшних детей является проблема компьютерных игр. Каковы же «плюсы» и «минусы» этих игр с точки зрения специлистов. Давайте послушаем.

Слово психолога:

(23 слайд) Вред и польза компьютерных игр.

Плюсом компьютерных игр является то, что они помогают ребенку развивать внимание, логическое мышление, умение выстраивать стратегию.

Большим минусом является риск возникновения психологической зависимости, когда ребенок начинает замещать живое общение со сверстниками компьютерными играми.

Дети, которые все больше отрываются от реальности, теряют значимые социальные связи, разучиваются общаться с реальными людьми, выбирая себе в партнеры виртуальных героев.

В итоге, с ними не о чем поговорить. Свои лучшие годы, когда формируется личность, они безвозвратно тратят на игры. Позднее это может аукнуться им недостатком интеллекта и способностей.

(24 слайд) Некоторые игры заражают сознание ребенка, например, жестокостью и бессердечием. Таким образом, игра способствует перестраиванию системы ценностей ребенка.

С родителями такие дети зачастую становятся скрытными, резкими, дерзкими.

Покупая своему ребенку очередную «стрелялку», помните: вы намеренно губите своего ребенка. Вы надеетесь понравиться ему. Но в этом случае вы действуете примерно так, как мамаша, которая покупает ребенку алкоголь, чтобы тот побыстрее уснул, или дает наркотик, чтобы тот не капризничал.
? Ваша оценка компьютерных игр? Выслушиваются ответы родителей.
Слово классного руководителя: в общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Предоставим слово специалисту.

Слово социального педагога: мы просили вам, уважаемые родители, ответить на вопросы небольшой анкеты. Вот ее результаты… Знакомство с результатами анкетирования родителей.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Стадии развития компьютерной зависимости:

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости:

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

- психические;

- социальные;

- духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Компьютер – это мощное орудие в наших руках. Главное, научиться умело им управлять. Так же, как огонь способен кому-то причинить боль, а кого-то вернуть к жизни, так и ПК является в наше время настоящим вершителем судеб. Общение виртуалов в виртуальном мире происходит хаотично и не подчиняется правилам поведения, общепринятым в реальном мире. Вседозволенность, свобода выбора собеседников и тем для общения, гонка за новыми ощущениями ежесекундно вовлекают в ряды виртуалов всё новых и новых пользователей ПК. Состояние эйфории от входящих сообщений пережил если не каждый второй, то каждый третий виртуал. Возможно, именно по этим причинам, компьютерная зависимость пользователей ПК так активно набирает обороты. И только от нас самих будет зависеть, насколько успешно мы сможем воспрепятствовать этому процессу.

Заключительное слово классного руководителя: подведем итого всего мероприятия.
(25 слайд) Вывод: при разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. Но нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Разумеется, все вышесказанное ни коим образом не относится к тем компьютерным играм, которые способствуют формированию у детей жестокости, цинизма, агрессии и бессердечия.