Главная страница

Классный час «Дети войны»



Скачать 58.69 Kb.
НазваниеКлассный час «Дети войны»
Белянова Т.Н
Дата06.04.2016
Размер58.69 Kb.
ТипКлассный час



Классный час «Дети войны»


Разработала и провела: учитель истории

Белянова Т.Н.

Цели: Познакомить учащихся с пионерами-героями Кубани;

Провести исследование с целью выявления жителей хутора,

родившихся до или во время войны;

воспитывать патриотизм, любовь и гордость к малой родине.
Оборудование: Плакаты: - «Никогда не простим, никогда не забудем»

«Вместе с сыновьями на подвиг шли их матери»

«Шла война народная»

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой»

«Кубанские пионеры-герои»

«Все для фронта, все для победы»

Краткие биографии пионеров-героев Кубани;

фотографии.
Содержание:

1.Вступительное слово учителя:

В историческом развитии многих народов земли есть мгновения национального триумфа, всеобщей радости, единения и ликования.

Такие чувства вызываются замечательными открытиями, крупными достижениями, великими победами.

Особое место в истории мировой цивилизации занимает победа прогрессивных сил планеты над чудовищем, имя которому фашизм.

Более 50-ти государств встало на борьбу с этим злом. Но решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ.

Мы никогда не должны забывать о великом патриотическом порыве наших дедов, отцов и матерей.

Тема войны очень большая. Можно много говорить о патриотизме людей, о подвиге солдат, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших ровесниках, детях 40-х годов. Вы услышите также стихи, написанные в годы войны о детях.

Я хочу, чтобы, слушая мой рассказ, вы представляли себя на месте этих детей и спросили у себя «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»

Так как вы думаете, что же делали дети, когда их отцы сражались на фронтах, в партизанских отрядах, а матери работали в тылу, чтобы обеспечить солдат всем необходимым?

- Ответы учащихся.

Выступление девочек – чтецов.

1. Когда близка осенняя пора

И ближе финишная лента,

Когда вокруг одна лишь детвора,-

Хочу вложить я в память лепту.

2. Но, осознав историю Земли

И сверхбезумный век двадцатый,

Они поймут, как выстоять смогли

Их предки, русские солдаты.

3. О всех солдатах,

Спасших мир землян,-

Какого зверя уложили!

О них, по ком колокола звонят,

О тех счастливчиках, что живы.

4. Да, живы мы …

В том нашей нет вины:

В госпиталях и медсанбатах

На жизнь, чтоб не было войны,

Судьба нам выдала мандаты.

5. Сквозь даль, через века

Я в этот час,

С тоской взирая на зарницы,

Кричу, прошу и умоляю вас:

«Не забывайте нас, счастливцы!»
Учитель: Конечно же, никто не остался в стороне. Детская жизнь, детские радости остались в июне 1941 года. Дети пришли на смену своим отцам.

Начало войны совпало на Кубани с периодом массовой уборки урожая. 120 тысяч учащихся края участвовали в уборке первого военного года. Работа была организована почти круглосуточно. Отдыхали с 12 ночи до 3-х утра.

Впервые минимум трудодней устанавливался и для подростков с 12 лет. То есть им устанавливали взрослую норму и спрашивали за работу как со взрослых.

Пришедшие на заводы женщины и подростки, заменившие мобилизованных мужчин, в кратчайшие сроки осваивали профессию и работали в полторы – две смены, выполняя фронтовой заказ.

- Показ фотографии.

На фотографии вы видите, что подросток не достает до станка и поэтому стоит на ящике.

Так же учащиеся работали в госпиталях, организовывали концерты, ухаживали за ранеными. За годы войны учителя и школьники нашего края собрали 112 т. лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство танков и самолетов.

Героический труд советских людей во время Великой Отечественной войны стал результатом осознания народом патриотического долга защиты своей Родины от поработителей, стремление к победе над врагом. Молодежь, подростки, даже дети в критическую военную пору стали действенной силой. Это их тяжким трудом выстоял и выковал оружие Победы советский тыл.

Вы провели опрос среди жителей хутора и выяснили, кто из них был ребенком во время войны. Давайте познакомимся с результатами ваших исследований.
- Краткие сообщения учащихся. (Приложение №1)
Как вы видите, ваши бабушки, дедушки, если и не помнят тех тяжелых лет, война все равно оставила на них свой след. Почти никто из них не смог учится в школе, очень рано пришлось идти работать.

Учитель: С сентября 1942 года начался период оккупации на Кубани. Кубанские школьники участвуют в партизанских отрядах, собирают разведданные и вносят свой вклад в победу над оккупантами.
- Послушайте стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», написанный в 1941 году. Читает Харенко Юля.

- Можем ли мы назвать поступок мальчика героическим?

- Ответы детей.

На героической Малой земле подростки воевали в качестве связистов, в батальоне морской пехоты, были разведчиками у партизан. Многие из них погибли. За мужество эти дети были удостоены почетного звания «Пионеров-героев».
Чтец. Вспомним всех поименно

Горем вспомним своим

Это надо не мертвым

Это надо живым.

- Перекличка кубанских пионеров – героев.

- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Десятилетний человек», написанный в 1942 году.

- Как вы думаете, откуда и куда шел этот десятилетний человек?

- Ответы детей.

С января 1943 года началась первая наступательная операция по освобождению Кавказа. С нетерпением ждали кубанские жители своих освободителей. 2 февраля был освобожден Усть-Лабинск, 13 февраля – Краснодар.

- Послушайте стихотворение Сергея Васильева «Наташа», написанный в 1942 году.
В том же 1943 году и особенно в 1944 г., когда фронт отдалился от границ края, началось восстановление оборудования эвакуированных заводов, вывезенных в глубокий тыл страны. И здесь пригодились детские руки. Одним из главных факторов, определявших результаты восстановительных работ, был беспримерный трудовой героизм кубанцев. За успехи в восстановлении народного хозяйства края 19 января 1944 года по указу Верховного Совета СССР государственных наград – орденов и медалей были удостоены 199 человек, младшим из которых было по 15 лет, а старшим – за 60.

Кубанцы 1944 года жили и строили для будущих поколений, они думали о будущем страны и сражались за него. Их опыт и подвиги – драгоценная часть исторического наследия нашего края.