Главная страница

Жизнь первобытных людей



НазваниеЖизнь первобытных людей
страница1/2
Дата09.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2

Приложение

Варианты контрольно-измерительных материалов по темам

Раздел I

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

ВАРИАНТ 1

1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

а) 2 миллионов лет назад;

б) 3 миллионов лет назад;

в) 1 миллиона лет назад;

г) 5 миллионов лет назад;

д) 4 миллионов лет назад.

2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 7 тысяч лет назад;

б) 8 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад;

д) 6 тысяч лет назад.

3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:

а) Южной Африке;

б) Западной Азии;

в) Передней Азии;

г) Северной Америке;

д) Южной Америке;

е) Австралии.

4. Главное отличие древнейших людей от животных:

а) прямохождение;

б) речь;

в) умение изготовлять орудия труда;

г) объем мозга;

д) надбровный валик.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

а) деревянная мотыга;

б) деревянное копье;

в) ткацкий станок;

г) гарпун;

д) лодка-долбленка;

е) рубило;

ж) одежда из льняных тканей.

6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

а) копья с каменным наконечником;

б) рубила;

в) палки-копалки;

г) мотыги;

д) гарпуна;

е) серпа.

7. Первым домашним животным стала:

а) свинья;

б) корова;

в) собака;

г) кошка;

д) коза;

е) курица.

3. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

а) охота;

б) собирательство;

в) рыболовство;

г) ткачество;

д) земледелие;

е) ремесло;

ж) скотоводство.

9. Жилищами первобытным людям служили:

а) глиняные дома; .

б) пещеры;

в) деревянные постройки;

г) землянки;

д) шалаши из жердей;

е) дома из ивовых прутьев.

10. Выберите признаки, характеризующие племя:

а) коллектив древнейших людей;

б) Совет старейшин;

в) единая территория проживания;

г) небольшой коллектив людей (5—10 человек);

д) объединение нескольких родовых общин;

е) совместный труд;

ж) коллектив соседей.

11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:

а) старейшинами;

б) вождями;

в) сородичами;

г) знатными воинами;

д) царями;

е) мужчинами-воинами.

12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

а) отпугивать диких зверей;

б) заниматься земледелием и скотоводством;

в) готовить вкуснее и питательнее мясо;

г) согреваться холодной ночью;

д) строить жилища;

е) устраивать празднества в честь богов;

ж) охотиться удачнее.

13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:

а) Майкопском кургане на юге России;

б) Каповой пещере на Урале;

в) пещере Альтамира в Северной Испании;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:

а) оборотень;.

б) душа;

в) жертва;

г) идол;

д) НЛО;

е) молитва.

15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:

а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;

б) боялись встретить в пещерах оборотней;

в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

16. В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:

а) 3000 году до н.э.;

б) 3536 году до н.э.;

в) 7530 году;

г) 7530 году до н.э.;

д) 8436 году до н.э.;

е) 8486 году до н.э.

ВАРИАНТ 2
1. Человек стал таким же, как люди нашего времени:

а) 2 миллиона лет назад;

б) 1 миллион лет назад;

в) 40 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад;

д) 30 тысяч лет назад.
2. Земледелие возникло в Западной Азии более:

а) 20 тысяч лет назад;

б) 10 тысяч лет назад;

в) 5 тысяч лет назад;

г) 3 тысяч лет назад;

д) 2 тысяч лет назад.
3. Предполагаемой областью прародины человека является:

а) Северная Европа;

б) Южная Австралия;

в) Восточная Африка;

г) Южная Америка;

д) Северная Америка;

е) Гренландия.
4. «Человек разумный» отличался от древнейшего человека:

а) объемом мозга;

б) владением речью;

в) владением мастерством художника;

г) умением изготавливать орудия труда;

д) способностью общаться с помощью разных звуков.
5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми после перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

а) серп;

б) одежда из шкур;

в) деревянная мотыга;

г) гарпун;

д) ткацкий станок;

е) глиняная посуда;

ж) деревянное копье.
6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:

а) рубила;

б) дубины;

в) лука;

г) гарпуна.
7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда:

а) олово;

б) бронза;

в) железо;

г) медь;

д) серебро;

е) золото.

8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, добывали себе пищу, занимаясь:

а) охотой;

б) скотоводством;

в) ремеслом;

г) земледелием;

д) собирательством;

е) ткачеством;

ж) рыболовством.
9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:

а) хлопка;

б) льна;

в) звериных шкур;

г) шелка;

д) шерсти.
10. Выберите признаки, характеризующие родовую общину:

а) действие обычая «один за всех и все за одно го»;

б) коллектив древнейших людей;

в) коллектив родственников;

г) объединение нескольких родов;

д) непостоянный коллектив людей;

е) руководили общиной старейшины;

ж) общее хозяйство.
11. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:

а) старейшина;

б) соплеменник;

в) знатный воин;

г) вождь;

д) сородичи;

е) воины.
12. Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:

а) лук и стрелы;

б) стекло;

в) пурпурная краска;

г) глиняная посуда;

д) лодка и плот;

е) ткацкий станок;

ж) письменность.
13. Первобытные художники на стенах пещер изображали:

а) сородичей-охотников;

б) разбогатевших знатных вождей;

в) мудрых старейшин;

г) животных и птиц.
14. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:

а) колдовством;

б) религией;

в) магией;

г) искусством;

д) молитвой;

е) жертвой.
15. В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:

а) верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;

б) считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;

в) боялись вещей умершего;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
16. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. Вождь был захоронен в:

а) 9140 году до н.э.;

б) 5340 году до н.э.;

в) 7240 году до н.э.;

г) 6540 году до н.э.;

д) 5840 году до н.э.

Раздел II

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ВАРИАНТ 1
1. Первые государства образовались в долинах рек:

а) 5 тысяч лет назад; в) 3 тысячи лет назад;

б) 6 тысяч лет назад; г) 2 тысячи лет назад.
2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:

а) 5500 года до н.э.; в) 1500 года до н.э.;

б) 2600 года до н.э.; г) 1100 года до н.э.
3. Египет расположен:

а) вдоль побережья Красного моря;

б) на берегах полноводной реки Нил от перво1 до четвертого порога;

в) в дельте реки Нил между вторым и седьмьи рукавами;

г) на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.
4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:

а) жрецы;

б) вельможи;

в) писцы;

г) воины.
5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали и огороды, на которые не доходила вода во время разливов

а) насыпь; в) канал;

б) рельеф; г) шадуф.
6. Служителями бога в египетском храме были:

а) жрецы; в) фараоны;

б) писцы; г) вожди.
7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:

а) ячменные лепешки; д) грецкие орехи;

б) горячий чай; е) пироги с финиками;

в) вяленую рыбу; ж) виноград.

г) печеный картофель;
8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:

а) ювелир; г) кораблестроитель;

б) сапожник; д) столяр;

в) ткач; е) сталевар.
9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:

а) бык; в) кенгуру; д) кошка;

б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.
10. Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:

а) кольчуги;

б) боевые колесницы;

в) лук и стрелы;

г) стенобитные снаряды (тараны);

д) длинные копья и кинжалы;

е) шарообразные булавы;

ж) короткие копья — дротики.
11. Жители Египта использовали для письма:

а) пальмовые листья; в) папирус;

б) глиняные таблички; г) бамбуковые дощечки.
12. Древнеегипетская школа готовила:

а) земледельцев; в) жрецов;

б) писцов; г) вельмож.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»
ВАРИАНТ 1
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а) мягкие и плодородные почвы;

б) пустыни;

в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли;

д) полноводные реки.
2. Жители Двуречья строили дома из:

а) обожженных глиняных кирпичей;

б) высокого тростника-папируса;

в) высушенных глиняных кирпичей;

г) ливанского кедра;

д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.
3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а) изобретением лука и стрел;

б) развитием ремесла;

в) возникновением родовой общины;

г) ведением военных действий.
4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а) строительный лес;

б) рогатый скот;

в) финики;

г) глиняные кирпичи;

д) пурпурные ткани;

е) зерно;

ж) металлы.
5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а) защитить своих подданных от обращения в

рабство;

б) защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;

в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;

г) ограничить произвол властей и установить

правопорядок.
6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а) египтянам; г) грекам;

б) финикийцам; д) ассирийцам;

в) вавилонянам; е) персам.
7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а) удержать отвоеванные у гуннов земли;

б) защитить торговые пути от набегов разбойников;

в) помешать побегам рабов;

г) поддержать правопорядок в стране.
8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

а) брахманы;

б) знатные воины;

в) земледельцы;

г) ремесленники;

д) слуги.

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а) шахматы;

б) компас;

в) ткани из хлопка

г) свод законов Хаммурапи;

д) поэма «Рамаяна»;

е) цифры;

ж) бумага.
10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

а) клинопись;

б) алфавит;

в) рисунчатое письмо;

г) иероглифическое письмо.
11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:

а) о Гильгамеше;

б) о Прометее;

в) о всемирном потопе;

г)«Рамаяна»;

д) об Осирисе;

е) о Геракле;

ж) о троянском коне.
12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон;

б) Мегиддо;

в) Асуан;

г) Ниневия;

д) Фивы;

е) Иерусалим; ,

ж) Мемфис.
13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

а) Соломон;

б) Саул;

в) Ашшурбанапал;

г) Давид.
14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших за-

конов;

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и

Сирии;

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой

китайской стены;

4) создание в Персии почтовой службы;

5) строительство храма богу Яхве.
15. Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и

Северного царств Египта;

б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских

царств под властью Ашо-ки;

в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирий-

ской державы;

4) строительство пирамиды Хеопса;

5) образование персидской державы «царя царей».
16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:

а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;

б) существование 42 небольших царств;

в) строительство пирамиды Хеопса;

г) завоевание Египта персами;

д) объединение Южного и Северного царств.
ВАРИАНТ 2
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются:

а) опасность наводнений;

б) плодородные почвы;

в) разливы рек;

г) заросли тростника;

д) жаркий климат.
2. Население древнего мира научилось делать первые металлические орудия труда из:

а) бронзы;

б) железа;

в) меди;

г) олова;

д) золота.
3. Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяснить применением в сражениях:

а) конницы;

б) пращи;

в) боевых колесниц;

г) таранов.
4. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а) оливковое масло;

б) пшеницу;

в) шерсть;

г) пурпурные ткани;

д) живой товар — рабов;

е) финики;

ж) строительный лес.
5. По законам царя Хаммурапи:

а) любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;

б) людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;

в) было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;

г) свободные люди освобождались от уплаты налогов в царскую казну.
6. Древние индийцы поклонялись богу:

а) Ганешу с головой слона;

б) Гебу с головой змеи;

в) Тоту с головой птицы;

г) Амону-Ра в облике кота;

д) Апопу в облике змеи;

е) Сету в облике осла.
7. Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:

а) ведения военных действий с местным населением;

б) оживления торговли с другими странами;

в) подготовки к новым, более далеким путешествиям;

г) распространения своего образа жизни среди местного населения.
8. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:

а) брахманов;

б) знатных воинов;

в) земледельцев;

г) ремесленников;

д) слуг.

9. Культурно-историческими достижениями древних китайцев являются:

а) иероглифическое письмо;

б) шахматы;

в) ткани из хлопка;

г) бумага;

д) ткани из шелка;

е) компас;

ж) чай.
10. Древнекитайская книга представляла собой связку:

а) пальмовых листьев;

б) расщепленного бамбука;

в) глиняных табличек;

г) листов папируса.
11. Древневосточными мудрецами были:

а) Конфуций;

б) Кир Великий;

в) Гаутама Будда;

г) Хаммурапи;

д) Цинь Шихуан;

е) Соломон;

ж) Тутанхамон.
12. По территории стран Древнего Востока протекали реки:

а) Нил;

б) Волга;

в) Хуанхэ;

г) Евфрат;

д) Ока;

е) Инд;

ж) Днепр.
13. Отметьте растение, которое не выращивали древние индийцы:

а) рис;

б) хлопчатник;

в) оливковые деревья;

г) сахарный тростник.
14. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а) Хаммурапи;

в) Соломон.

1) создание древнейших

законов;

б) Ашшурбанапал; 2) завоевание Египта и Китая;

3)организация первой библиотеки глиняных

книг;

4) строительство храма богу Яхве в Иерусалиме;

5) строительство Великой китайской стены.
15. Соотнесите события с датами:

а) 3-е тысячелетие до н.э.; 1) образование первых го-

сударств в Двуречье;

б) 8—7-й века до н.э.; 2) образование персидской

державы «царя царей»;

в) 221 год до н.э. 3) завоевание Египта пер-

сами;

4) объединение Китая под властью Цинь Шихуан;

5) образование ассирийской державы.
16. Установите последовательность событий, происшедших в период становления персидской державы «царя царей»:

а) завоевание Египта;

б) покорение Вавилонии;

в) правление Дария Первого;

г) объединение персидских племен;

д) смерть Кира Великого.

Раздел III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

ВАРИАНТ 1
1. Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили:

а) на островах Эгейского моря;

б) на восточном побережье Средиземного моря;

в) в южной части Балканского полуострова;

г) в западной части полуострова Малая Азия.
2. Большую часть территории Греции покрывают:

а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины;

в) труднопроходимые джунгли;

г) огромные пустыни.
3. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:

а) в Северной Греции; в) в Средней Греции;

б) на острове Крит; г) в Южной Греции.
4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а) укрепиться по берегам Черного моря;

б) завоевать побережье Малой Азии;

в) господствовать на Средиземном море;

г) получить яблоко раздора богини ссор Эриды.
5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а) Иштар;. в) Ариадной;

б) Семирамидой; г) Еленой Прекрасной.
6. Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:

а) помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит;

б) убил минотавра в лабиринте острова;

в) возглавил оборону крепости Иерихон;

г) хитростью захватил богатый город Вавилон.
7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:

а) имени греческого царя;

б) второму названию города Трои;

в) имени троянского царя;

г) названию греческого города.
8. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а) троянцы разбили войско греков;

б) греки разрушили и сожгли Трою;

в) греки заключили перемирие с троянцами;

г) троянцы запросили мира у греков.
9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада»:

а) гибель и похороны царевича Трои Гектора;

б) Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;

в) поединок Ахиллеса с Гектором;

г) прощание Гектора с Андромахой;

д) смерть Патрокла от руки Гектора;

е) ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.
10. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

а) Зевса; в) Аида;

б) Посейдона; г) Гермеса.
11. Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

а) острова Крит; в) на дне Эгейского моря;

б) на вершине Олимпа; г) высоко в небе.
12. Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а) Гефест; 1) кузнечное дело;

б) Афина; 2) ткачество и ремесло;

в) Дионис. 3) виноградарство;

4) военное дело.

ВАРИАНТ 2

1. Территорию Греции омывают моря:

а) Эгейское;

в) Черное;

б) Средиземное;

г) Ионическое.
2. Природные условия позволяли грекам:

а) выращивать пшеницу и ячмень;

б) разводить виноградники;

в) пасти рогатый скот;

г) сажать оливковые деревья.
3. Город Троя расположен:

а) в южной части Балканского полуострова;

б) на острове Крит;

в) в западной части полуострова Малая Азия;

г) в северной части Балканского полуострова.
4. Причиной гибели Критского царства в 15-м веке до н.э. стало:

а) наводнение, полностью затопившее остров;

б) извержение вулкана и землетрясение на острове Фера;

в) завоевание Крита афинскими войсками;

г) пожар, уничтоживший все постройки острова.
5. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к царевичу:

а) Тесею;

б) Миносу;

в) Парису;

г) Эгею.
б. Царевич Тесей забыл выполнить просьбу старого отца. Он:

а) не палил из пушек по прибытии в порт Афин;

б) не сменил черный парус на белый;

в) не привез отцу рог побежденного Минотавра;

г) не высадил Дедала и Икара в Афинах.
7. По преданию, происхождение названия «Эгейское море» связано с именем царя:

а) Афин;

б) Микен;

в) Крита;

г) Пилоса.
8. Грекам удалось одолеть троянцев при помощи:

а) золотого яблока;

б) свирепого минотавра;

в) деревянного коня;

г) золотого руна.
9. Установите последовательность эпизодов морского пути, который после падения Трои преодолели Одиссей и его спутники:

а) Одиссей попадает на остров циклопов;

б) отплытие корабля Одиссея из-под поверженной Трои;

в) Одиссей во дворце у царя феаков Алкиноя;

г) кораблекрушение и гибель спутников Одиссея;

д) соревнование Одиссея и женихов Пенелопы в стрельбе из лука;

е) встреча Одиссея с поющими сиренами.
10. Громовержец Зевс отдал красавицу Персефону в жены богу:

а) Аиду; в) Аресу;

б) Аполлону; г) Гермесу.
11. В честь богов греки:

а) приносили жертвы; в) строили пирамиды;

б) возводили храмы; г) сочиняли сказания.
12. Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а) Деметра; 1) земледелие;

б) Арес; 2) мореплавание;

в) Артемида. 3) военное дело;

4) охота.

ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ВАРИАНТ 1

1. Полис — это:

а) область в Южной Греции;

б) небольшой самостоятельный город-государство в Греции;

в) страна Греция;

г) небольшой самостоятельный город на острове Крит.
2. В Афинском полисе Совет знати назывался:

а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.
3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.
4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

а) знатный и богатый;

б) незнатный, но богатый;

в) незнатный и бедный;

г) знатный, но разорившийся.
5. В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:

а) демос; в) Совет старейшин;

б) архонт; г) Совет знати.
6. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло; в) военное дело;

б) земледелие; г) рыболовство.
7. Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:

а) набегов кочевых племен скифов;

б) угрозы голода и долгового рабства;

в) вторжения северных племен дорийцев;

г) ожесточенной борьбы демоса и знати;

д) надежды завязать торговлю с новыми поселениями;

е) увеличения притока рабов в Афины.
8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.
9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным борцом считался:

а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.
10. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

а) Марафонской битвы;

б) боев в Фермопильском ущелье;

в) Саламинского сражения;

г) битвы при Платеях.
11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а) Ксеркс; 1) Марафонская битва;

б) Мильтиад; 2) Троянская война;

в) Солон. 3) бои в Фермопильском .ущелье;

4) отмена долгового рабства;

5) Олимпийские игры;

6) создание трагедии «Персы».
12. Соотнесите события с датами:

а) 776 год до н.э.; 1) реформы Солона;

2) Олимпийские игры;

3) бои в Фермопильском ущелье;

4) битва при Платеях;

5) Марафонская битва;

6) законы Дракона.

б) 480 год до н.э.;

в) 479 год до н.э.

ВАРИАНТ 2

1. Территорию греческого полиса составляли:

а) город и близлежащие поселения;

б) острова Эгейского моря;

в) усадьбы богатых землевладельцев;

г) поля, пастбища, оливковые рощи.
2. В Афинском полисе правителей называли:

а) властителями; в) архонтами;

б) брахманами; г) фараонами.
3. «Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы...» — так говорил о своих законах:

а) Дракон;

б) Хаммурапи;

в) Ликург;

г) Солон.
4. По законам Солона, судей должны были выбирать из числа граждан независимо от их:

а) места проживания;

б) знатности и богатства;

в) пола и возраста;

г) знатности и богатства, не моложе 30 лет.
5. В Народном собрании древней Спарты выступать имели право:

а) члены собрания; в) старейшины;

б) жители Спарты; г) предводители войска.
6. Спартанцы считались хорошими:

а) строителями; в) воинами;

б) мореплавателями; г) купцами.
7. В 7-м веке до н.э. недовольство афинского демоса было связано с:

а) плохими урожаями зерновых культур;

б) несправедливым делением земли;

в) существованием долгового рабства;

г) нехваткой полей для разведения олив;

д) плохим качеством строящихся кораблей;

е) невозможностью участвовать в управлении государством.
8. Олимпийские игры греки посвящали богу:

а) Посейдону; в) Зевсу;

б) Крону; г) Гермесу.
9. Многократным победителем Олимпийских игр среди борцов был:

а) По ли дам; в) Феаген;

б) Ми л он; г) Скил.
10. Персы перестали считаться непобедимыми после:

а) Марафонской битвы;

б) боев в Фермопильском ущелье;

в) Саламинского сражения;

г) битвы при Платеях.
11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а) Леонид; 1) бои в Фермопильском ущелье;

б) Дарий Первый; 2) Марафонская битва;

в) Фемистокл. 3) Олимпийские игры;

4) создание трагедии «Персы»;

5) Троянская война;

6) Саламинское сражение.
12. Соотнесите события с датами:

а) 594 год до н.э.; 1) Троянская война;

б) 490 год до н.э.; 2) битва при Платеях;

в) 480 год до н.э. 3) Саламинское сражение;

4) реформы Солона;

5) Олимпийские игры;

6) Марафонское сражение.

АФИНЫ В 5-м веке до н.э.

И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ

ВАРИАНТ 1

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:

а) Керамик;

б) Агора;

в) Акрополь;

г) Пникс.
2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:

а) рублем; в) копейкой;

б) сиклем; г) драхмой.

3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

а) зерно; г) виноградное вино;

б) папирус; д) мраморные статуи;

в) оливковое масло; е) слоновую кость.
4. Гражданами Афин по закону считались:

а) все люди, родившиеся в городе;

б) жители Афин, чья мать родилась в Афинах;

в) жители города, чьи родители были коренными афинянами;

г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.
5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:

1) граждане; -а) участие в управлении государством;

2) переселенцы, б) право на владение землей;

в) служба на военных кораблях;

г) уплата налога за право жить в городе.
б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:

а) уменьшить доходы богатых граждан Афин;

б) привлечь беднейших граждан к управлению государством;

в) уравнять имущественное положение граждан

Афин;

г) не допустить к управлению государством незнатных граждан.
7. Современниками Перикла были:

а) Хеопс и Геродот; в) Солон и Софокл;

б) Анаксагор и Фидий; г) Ксеркс и Леонид.
8. Посещение театральных представлений было:

а) бесплатным для всех желающих;

б) бесплатным для почетных гостей;

в) бесплатным для беднейших граждан;

г) платным для всех желающих.
9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.
10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:

а) тростниковым пером; в) стилем;

б) кисточкой; г) писалом.
11. С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой — борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

а) Академией; в) лицеем;

б) палестрой; г) Музеем.
12. В Афинских школах обучались:

а) все дети жителей города;

б) сыновья афинских граждан;

в) дочери афинских граждан;

г) сыновья и дочери афинских граждан.

ВАРИАНТ 2


1. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Агора; в) Академия;

б) Акрополь; г) Керамик.
2. Денежный сбор за право торговать в Афинах назывался:

а) ценой; б) налогом; в) монетой; г) драхмой.
3. Купцы из разных стран мира вывозили из Афин:

а) амфоры и пифосы; г) изделия из шерсти;

б) виноградное вино; д) оливковое масло;

в) зерно; е) изделия из серебра.
4. В Народном собрании Афин могли участвовать:

а) граждане-мужчины с 20-летнего возраста;

б) граждане Афин с 30-летнего возраста;

в) граждане и переселенцы, достигшие 25-летнего возраста;

г) все жители Афин, достигшие 18 лет.
5. Соотнесите права и возможности переселенцев и рабов в Афинах:

1) переселенцы; а) лишены права свободно распоряжаться собой и своим трудом;

2) рабы. б) уплата налога за право жить в городе;

в) лишены возможности менять место жительства;

г) лишены возможности создавать семью.
6. В период деятельности Перикла как первого стратега:

а) уничтожено долговое рабство;

б) принят закон об оплате за исполнение выборных должностей;

в) возведен храм богини Афины на Акрополе;

г) разрешено всем жителям участвовать в заседаниях Народного собрания.
7. Современниками Перикла были:

а) Софокл и Геродот;

б) Анаксагор и Ксеркс;

в) Хаммурапи и Цинь Шйхуан;

г) Фидий и Хеопс.
8. Казна Афинского государства пополнялась за счет:

а) платы за право жить в Афинах;

б) денег, вырученных от продажи рабов;

в) налога на ввозимые в Афины товары;

г) переплавки привозимых египетских монет.
9. Театральные представления устраивались:

а) по праздникам Диониса;

б) во время Олимпийских игр;

в) каждый день;

г) каждый месяц.
10. В 5-м веке до н.э. для письма школьники Афин использовали:

а) бумагу; в) папирус;

б) пергамент; г) дощечки с воском.
11. Места в Афинах, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию, назывались:

а) лицеями; в) Музеями;

б) гимнасиями; г) палестрами.
12. Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника:

а) бесстрашного воина;

б) всесторонне развитого гражданина;

в) хитроумного купца;

г) отважного мореплавателя.
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

ВАРИАНТ 1

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

а) Афинах;

б) Спарте;

в) Трое;

г) Коринфе.
2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

а) «Илиада»;

б) «Антигона»;

в) «Персы»;

г) «Одиссея».
3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

а) Телемак;

б) Ахиллес;

в) Одиссей;

г) Алкиной.
4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки;

б) короткие односложные слова;

в) гласные звуки;

г) гласные и согласные звуки.
5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление;

в) государственные дела решались Советом старейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за границей;

д) одинаково наказывались убийство человека и

кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жителей полиса.
6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

а) тайное голосование с помощью черных и белых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стратегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.
7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой;

б) демократией;

в) тиранией;

г) республикой.
8. Орхестра — это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.
9. По-гречески «комедия» означает:

а) «песнь козлов»;

б) «божественная песня»;

в) «веселое шествие»;

г) «песня неба».
10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б) вручение золотого яблока Афродите;

в) рождение дочери Зевса богини Афины;

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.
11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Анаксагор; 1) автор трагедии «Антигона»;

2) создатель статуи «Дискобол»;

3) ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

4) автор комедии «Птицы»;

5) создатель скульптуры «Копьеносец»;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.
12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; в) академик;

б) оратор; г) поэт.
13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь;

б) Эрехтейон;

в) ипподром;

г) стадион.
14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве;

б) победа греческого флота в Саламинском сражении;

в) окончательное поражение персидской армии

в битве при Платеях;

г) вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском

ущелье.
15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» — были обращены к:

а) Фемистоклу;

б) Мильтиаду;

в) Демосфену;

г) Александру Македонскому.
16. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:

а) уничтожение Персидского царства;

б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы;

г) объединение греческих полисов в единое государство.

ВАРИАНТ 2

1. «Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» — так говорили о городе:

а) Спарта;

б) Афины;

в) Троя;

г) Тиринф.
2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» ученые считают величайшего поэта:

а) Эсхила;

б) Тиртея;

в) Гомера;

г) Аристофана.
3. «Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой Пал он, — ив этой беде я на помощь ему не явился!» Эти слова произнес:

а) Патрокл;

б) Ахиллес;

в) Гектор;

г) Приам.
4. Греческая письменность была составлена на основе:

а) китайской иероглифики;

б) финикийского алфавита;

в) клинописи Междуречья;

г) египетской иероглифики.
5. В новых законах архонт Солон повелел:

а) отменить рабство за долги;

б) разрешить продавать хлеб за границу;

в) выкупить греков-рабов за деньги государства;

г) всем гражданам обязательно служить в войске;

д) выбирать судей только из знатных жителей Афин;

е) обращать должников в рабство в случае нехватки рабов;

ж) для решения государственных дел созывать Народное собрание.
6. В 6-м веке до н.э. для системы государственного управления Спарты характерно:

а) голосование криком «за» или «против» предложений старейшин;

б) введение платы за исполнение выборных должностей;

в) тайное голосование с помощью черных и белых шаров;

г) вхождение в состав Народного собрания мужчин-спартанцев;

д) обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

е) командование спартанским войском двух царей;

ж) бесконтрольное управление полисом первым

архонтом.
7. Самым справедливым в древности было государственное устройство:

а) Египта;

б) Спарты;

в) Афин;

г) Персидской державы.
8. Скене — это:

а) круглая площадка для выступлений актеров

и хора;

б) постройка, к стене которой прикреплялись

декорации;

в) полукруглая площадка для размещения зрителей;

г) проходы, разделяющие места для зрителей на секции.
9. По-гречески «трагедия» означает:

а) «божественная песня»;

б) «веселое шествие»;

в) «песнь козлов»;

г) «песня солнца».
10. На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а) храм Ники Бескрылой;

б) Парфенон;

в) Эрехтейон;

г) храм Артемиды.
11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Геродот; 1) создатель статуи «Копьеносец»;

б) Фидий; 2) «отец истории», описавший

события греко-персидских войн;

в) Аристофан. 3) автор комедии «Птицы»;

4) ученый, считавший что Земля вращается вокруг Солнца;

5) знаменитый скульптор, создатель статуи богини Афины;

6) создатель трагедии «Антигона».
12 Военачальник, командующий греческим войском в 5-м веке до н.э.:

а) царь;

б) вождь;

в) вельможа;

г) стратег.
13. На Олимпийских играх состязались в силе и ловкости:

а) пловцы;

б) бегуны;

в) атлеты;

г) фигуристы.
14. Установите последовательность завоевательных походов Александра Македонского:

а) битва при Гавгамелах и гибель Персидского царства;

б) осада Тира и завоевание Финикии;

в) поход в Индию и возвращение в Вавилон;

г) поражение персов в битве на реке Граник;

д) вступление в Египет и основание Александрии Египетской.
15. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка. Трубите к наступлению», — так обратился к своим воинам:

а) Дарий Первый;

б) Ксеркс;

в) Дарий Третий;

г) Александр Македонский.
16. В результате греко-персидских войн:

а) Греция отстояла свою независимость;

б) персидским военным кораблям разрешалось плавать по Эгейскому морю;

в) Греция признала власть персидских царей;

г) усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот.

  1   2