Главная страница

«Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство. Витраж»



Скачать 99.91 Kb.
Название«Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство. Витраж»
Дата27.02.2016
Размер99.91 Kb.
ТипЗадача

Стрельченок Елена Александровна.
Урок изобразительного искусства в 7 классе по программе YIII вида.
Тема: «Изобразительное искусство.

Декоративно – прикладное искусство. Витраж».

Время проведения: 2 учебных часа по 40 минут. Учитывая особенности здоровья данных школьников, лучше проводить оба урока последовательно в один день.
Цель: 1.Познакомить учащихся с витражом, как видом декоративно – прикладного искусства.

2.Определить психологическое состояние учащихся.
Задачи учебные:

Обучающие:

-познакомить с историей и назначением техники витраж;

-обучить упрощенным приемам выполнения витража;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес;

-развивать моторику мелких мышц;

-развивать двигательную сноровку;

-формировать художественные навыки с контурами и витражными красками.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к произведениям искусства;

-воспитывать интерес к творчеству;

-воспитывать рачительность;

-воспитывать уважение к человеку труда;

-воспитывать усидчивость, аккуратность;

Коррекционные:

-развивать умении е сравнивать и анализировать;

-развивать целенаправленность и устойчивость внимания;

-развивать зрительную и образную память;

-развивать целенаправленность восприятия цвета и формы объекта;

-развивать подвижность;

-увеличивать объем зрительного, слухового, моторного восприятия;

-увеличивать активный словарный запас;

формировать стремление доводить начатое дело до конца.

-воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в учебе, труде.

Задача психологическая : проведение быстрого теста Люшера
Тип урока:

Изучение нового материала , урок формирования умений и навыков.
Вид урока:

Урок – знакомство + урок практической работы.

Межпредметные связи:

история, литература, музыка, труд.
Средства обучения:

-слово учителя;

-театрализация;

-рассказ;

-prezent.ppt witraq;

-prezent.ppt test;

-музыкальное сопровождение : «Жаворонок» в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа;

-цветные карточки Люшера;

-фонарь со стеклянными окнами, украшенными цветным узором;

-ТСО – мультимедиа, компьютер, МР3 плеер.
Форма обучения: индивидуальная.
Методы обучения:

-словесные (беседа, театрализация);

-наблюдение;

-демонстрационный;

-частично – поисковый;

-проблемно – развивающего обучения;

-преодоление фрустрации (выбор предпочтения в цвете);

-коррекционного обучения.

Принцип:

-уважения личности каждого ребенка;

-активизация сознания.
Приемы обучения:

-провокация на творчество (стимуляция и мотивация учебной деятельности);

-свобода в рамках ограничения;

-«делай как я»;

-стимуляция поведения и деятельности;

-любование.
Педагогические техники:

-мастер – класс учителя;

-мимика, жесты;
-эмоции;

-техника речи.
Материалы и принадлежности для учащихся:

-объект для декорирования (оргстекло – прозрачная часть подкасетника с обработанными напильником краями; если на урок брать стекло, то его края нужно обязательно обработать на станке для обеспечения безопасной работы учеников);

-витражные контуры;

-витражные краски;

-эскиз для росписи;

-набор для проведения быстрого теста Люшера (цветовые карты, текстовой материал для обработки теста).
План первого урока.

1.Организационная часть.

Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку.

II. Основная часть.

1.Приветствие.

2.«Погружение» в тему урока.

3.Знакомство с витражом как видом ДПИ (просмотр презентации prezent.ppt witraq с пояснениями).

4.Зарядка для глаз.

5.Сравнительный анализ.

6.Проведение быстрого теста Люшера (prezent.ppt test) .

7.Прокладка контура.

8.Зарядка для глаз.

9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза.

10.Зарядка.

11.Итог урока.

12.Уборка рабочего места.

III.Заключение.

Прощание.
План второго урока

I. Организационная часть

Проверка готовности детей к уроку.

II. Основная часть.

1. Мотивация на творчество.

2. Мастер – класс учителя.

3.Выполнение работы под музыкальное сопровождение.

4.Зарядка для глаз.

5.«Я это знаю» (prezent.ppt witraq).

6.Сборка изделия. Оформление работ. Любование.

7.Подведение итога урока.

8.Домашнее задание.

9.Уборка рабочего места.

III.Заключение.

Прощание.

Ход первого урока.

1.Организационная часть.

1.Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку.
II. Основная часть.
1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас.
2. Беседа.

Сегодня я принесла вам, ребята, очень необычный предмет. Что это? (фонарь). Правильно. Стеклянные части фонаря украшены очень красивым узором. В виде чего использован узор для украшения фонаря? (цветка). Узор прозрачный или непрозрачный? (прозрачный). Если узор составлен из цветного стекла, или на стекло нанесен прозрачный узор, это называется «витраж». И сегодня, ребята, вы услышите, что такое витраж, увидите изделия, выполненные в этой технике, почувствуете себя творцом, то есть сможете примерить профессию художника – витражиста на себя. А кто такой художник-витражист? Это художник, который выполняет витраж. Почему я принесла этот фонарь? Потому что одно стекло в нем разбилось. Фонарь очень красивый, поэтому жаль его выбрасывать. А как можно его отремонтировать? Правильно, нам нужно будет заменить окошки фонаря и украсить их узором. А использовать для этого мы будем технику «витраж», которая выполняется с помощью витражных контуров, витражных красок (показ того и другого).И вот тогда наш фонарь снова будет как новый.

А теперь, ребята, послушайте из истории возникновения витража. Витраж как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности и получил особое развитие в Европе в Средневековье. Грандиозные храмы, казавшиеся внешне угрюмыми, неприветливыми, внутри оказывались яркими, красочными, веселыми. Это происходило благодаря тому, что лучи света, попадая на цветные стекла, заливали внутреннее пространство храма множеством солнечных зайчиков. Свечи, которые горели внутри храма (тогда электрического освещения еще не было), добавляли бликов. Поэтому человек, который входил в храм, оказывался как бы в сказочном царстве света. Это привлекало людей в храм. Техника «витраж» не просто существует до сих пор. Она стала доступна многим людям, так как новые материалы упростили работу со стеклом. Сейчас мы, ребята, посмотрим с вами презентацию об этом замечательном виде декоративно – прикладного искусства, посмотрим, что изображали в технике витраж в древности и что изображают сейчас. А также мы убедимся в том, насколько витражное искусство интересно и современно.
3.Просмотр презентации с пояснениями (prezent.ppt witraq)

(выделенные понятия поясняются по мере просмотра).
4.Зарядка для глаз.

Наши глаза устали, поэтому, ребята, мы проведем зарядку для снятия напряжения с глаз (по таблице).
5.Сравнительный анализ. Беседа.

Много интересного мы узнали о витраже, которым украшен наш фонарь. А сколько лепестков в цветке на фонаре? (5). А сколько лепестков у цветка на эскизе, который я вам приготовила? (6). Молодцы. А что еще есть на эскизе, а нет на фонаре? (линии, их 6). То есть у вас, ребята, есть возможность не только раскрасить цветок и его серединку, но и фон вокруг цветочка. Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам нравятся больше всего.

6.Проведение быстрого теста Люшера (prezent.ppt witraq) У вас, ребята, на столе лежат большие подписанные конверты. Загляните внутрь и достаньте все, что там лежит (8 цветных карточек, конвертики «мой самый любимый цвет» и «мой самый нелюбимый цвет»).

Разложите цветные карточки, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конверт. а тот - в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите №2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите№3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется единственный цвет. Его вложите в конвертик «мой самый нелюбимый цвет» и вложите в большой конверт. Теперь большой конверт отложите на угол парты. Молодцы.

7.Прокладывание контура.

Следующий этап нашей работы – прокладывание контура. Для этого я раздаю эскиз, а вы выбираете контур по цвету. Итак, положите эскиз под стекло так, чтобы совпали края того и другого. Теперь откройте контур, опустите вниз рабочую поверхность, и слегка надавив, проводите линию контуром по линии эскиза. Обращайте внимание, чтобы линии контура не прерывалась, в противном случае краски потом смешаются. Посмотрите на доску, как нужно работать контуром (показ приема). А сейчас вы, ребята, обведите контуром все линии, которые есть на эскизе. (Выполнение практической работы под наблюдением учителя).
8. Зарядка для глаз.
9.Подбор цветов и раскрашивание эскиза.

Молодцы!. А теперь, ребята, отодвиньте работу на край стола, вытащив аккуратно эскиз. Пока контур сохнет, мы раскрасим эскиз. Для этого выберите те цвета, которые вы будете использовать при выполнении своей работы, и раскрасьте эскиз так, как может его раскрасить настоящий художник-витражист. (Выполнение практической работы).

10.Зарядка.

Вы, ребята, очень старательно работали, поэтому теперь мы выполним зарядку для восстановления осанки. (Физорг проводит зарядку под присмотром учителя). Молодцы!
11.Итог урока.

Вы, ребята, сегодня поработали на славу. Ваши работы получились очень аккуратными. А еще более интересными мы их сделаем на следующем уроке.
12.Уборка рабочего места.

Урок подходит к концу, пожалуйста, наведите порядок на столе.
III. Заключение.

Молодцы. А теперь можете идти на перемену.
Ход второго урока.

1.Беседа.

Ребята, на первом уроке мы подготовили для росписи витражными красками стекло. Что для этого мы сделали? (проложили контур).

Мотивация на творчество.

Ребята, сколько сторон у нашего фонаря? (4). Мы с вами дверцу фонаря оставим без изменения, а три его стороны заменим. А сколько вас в классе всего, ребята? (5). А куда мы денем остальные два стекла? (отложим про запас…). Предложение неплохое, но чтобы эти работы не пылились на полке, я приготовила подставки, которые позволят вашим работам стоять на столе в виде витражной открытки.
2.Мастер – класс учителя.

Ну а сейчас я раздаю краски и вы, ребята будете раскрашивать ваше стекло. Для этого нужно открыть тубу, опустить рабочую часть вниз, провести вдоль контура линии, а потом залить краской всю необходимую поверхность. На тубу не давим, чтобы не вышла лишняя краска. Посмотрите, как это нужно делать (показ приема).
3.Выполнение практической работы.

Ну а теперь вы сможете выполнить свою работу самостоятельно. А поможет вам в работе замечательная музыка «Жаворонок», которую исполняет оркестр под управлением Поля Мориа.

Звучит музыка. Учитель подходит к каждому ребенку и показывает прием работы с витражными краскам.

Выполнили работу, молодцы! Очень здорово получилось! Когда наши работы высохнут, мы соберем фонарь, а оставшиеся работы оформим витражной открыткой.
4.Зарядка.

Вы, ребята, старательно работали, как настоящие художники, поэтому сейчас нужно сделать зарядку для осанки.

(Физорг проводит зарядку).
5. «Я это знаю!».

Пока наши работы сохнут, я предлагаю вспомнить, что мы сегодня узнали нового.

(prezent.ppt witraq слайды №16-19). Внимательно смотрите на предметы, которые будут по очереди появляться на экране и выберите те из них, которые выполнены в технике «витраж». Запишите номера изделий на лист бумаги. А теперь посмотрим, правильно ли вы выполнили задание: на экране останутся только изделия, выполненные в технике «витраж». Сравните цифры с оставшимися на экране. Если цифры совпали – вы большие умницы.

Что особенно понравилось, что было трудным?
6.Сборка изделия. Любование.

Молодцы, сегодня поработали на славу! А сейчас мы собирем наш замечательный фонарь. А ведь он стал значительно красивее, чем был вначале! Любо – дорого посмотреть!

Оставшиеся работы оформляем в подставку. Посмотрите, какие замечательные работы вы, ребята, выполнили.
7. Подведение итога урока.

Молодцы, ребята! Из вас получатся настоящие художники – витражисты! Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Все получают пятерку за каждый урок.
8.Домашнее задание.

Найдите, пожалуйста, и принесите на следующий урок изображение полевых или садовых цветов.
9.Уборка рабочего места.

Ну а сейчас нужно привести в порядок ваше рабочее место.
III.Заключение.

Прощание.

До свидания, ребята! Мне было приятно с вами работать. Всего вам доброго!
Используемая литература:

1. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Серия «Педагогика. Психология. Управление. Москва «ВАКО» 2005

2.Елена Егорова «Proцветание по Максу Люшеру» (сам себе психолог) изд.Питер Пресс 2007