Главная страница

Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся



НазваниеИспользование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Дата12.02.2016
Размер445 b.
ТипАнализ


Использование различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся. (Из опыта работы Житеневой О.А, учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани)

  • Чтение делает человека ___________, беседа — _____________, а привычка записывать — ___________ (Ф. Бэкон)


Цель

  • Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.



Задачи

  • Выделять в тексте главные положения и мысли.

  • Составлять различные виды планов.

  • Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание.

  • Конспектировать и реферировать текст

  • На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст.

  • Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.



Основные формы и методы работы с текстом

  • 1. Составление вопросов к тексту и ответы на них..

  • 2. Комментированное чтение текста.

  • 3. Аналитическое чтение текста.

  • 4. Деление текста на смысловые части.

  • 5. Составление тезисного плана.

  • 6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

  • 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

  • 8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

  • 9. Составление логической схемы.

  • 10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.



Анализ результатов ГИА - 2010

  • Часть А

  • Часть В



Анализ результатов ГИА - 2010

  • Часть С



С 1- С 4



С1 - Задание на составление плана

  • План - четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.



С 2 – С3 - Воспроизводящие задания к тексту

  • памятка для учащихся по анализу текста:



С4 - Конкретизация собственными примерами

  • «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации.



С5 - Задание-задача

  • Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)

  • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

  • - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии; - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам,  нормативно-правовым актам следует обратиться.

  • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

  • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

  • Убедитесь в правильности вашего ответ

  •  - соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

  •  - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

  • - нет ли противоречий между вашими аргументами;

  •  - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

  •  - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

  • - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.



С6 - аргументация собственной позиции с опорой на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт.

  • объектами оценки экспертов при выполнении этих заданий является не заявленное школьником отношение, а сила аргументации своего выбора, а также умение извлечь нужную в данном случае информацию из текста и правильно интерпретировать ее в заданном ракурсе.





Приложение (п.21учебник Обществознание. 10 класс)

  • Тема «Политическая власть и политическая система»

  • Прочитайте текст. Назовите структурные компоненты (подсистемы) политической cистемы, проявившиеся в решении вопросов модернизации образования.

  • Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения по вопросам модернизации образования. Данный вопрос стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве и других властных структурах (____________________________). Его решение потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных актов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (_______________________________). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности: дискуссиях, опросах, собраниях учителей, экспертизах (__________________________________). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (_____________________________________). Формы политической деятельности всех учстников и предполагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (________________________). В результате сложного подготовительного процесса, анализа проблемы, обсуждения и т.д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ …(__________________________).



Приложение

  • Как составлять простой план

  • 1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

  • 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

  • 3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

  • 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  • 5. Запишите план.

  • План должен полностью охватывать все содержание текста

  • В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки