Главная страница

Iii. Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи



Скачать 433.48 Kb.
НазваниеIii. Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи
страница1/2
Дата12.02.2016
Размер433.48 Kb.
ТипГлава
  1   2

Глава III. Коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи

3.1 Содержание коррекционной работы по развитию словесно-логического мышления и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выявленные в экспериментальном исследовании особенности словесно-логического мышления и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи делают целесообразным проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию словесно-логического мышления и связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, основанной на систематизации программного материала с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития данной формы мышления у детей изучаемой категории. Развитие связной речи является необходимой составляющей в содержании системы коррекционного воздействия в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Своевременная коррекционно-педагогическая работа, направленная на поэтапное формирование основных компонентов мышления и взаимосвязи между ними, а также закрепление усвоенных знаний в типичных видах детской деятельности позволят активизировать развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи развития наглядно-действенного мышления.

1. Развитие способности практического решения проблемных ситуаций.

2. Формирование предпосылок наглядно-образного мышления.

Игры и упражнения

«Плавает или тонет».

Цель. Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей. Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки.

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке, а не попарно, и они отвечают заранее, поплывет предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними.

«Помоги достать игрушку!».

Цель: развитие целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках, формирования предпосылок к наглядно - образному мышлению.

Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высоко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький.

Процедура: предъявляется картинка с сюжетным изображением и дается инструкция.

Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машинкой, завести ее, но не знает, как ее достать. Подскажи мальчику, как достать машинку». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: «что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» если подсказки не помогают ребенку, используется прием припоминания: «вспомни, как ты доставал игрушку, когда она находилась высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал машинку».

«Сделай целое».

Цель: Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реально го предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование. Разрезные картинки из 2-6 частей с разной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры. 1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), дефектолог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется. После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй - поперек, а на третьей по диагонали).

При повторном проведении игры ребенку предлагают составить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).

2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3-4 части одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки (неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и неваляшку), которые он сравнивает с изображением под руководством взрослого.

При последующем проведении игры картинки имеют другие линии разреза.

«Сделай елочку».

Цель: учить детей систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов.

Оборудование: зеленые плоскостные треугольники равной величины, постепенно возрастающей (по пять треугольников на одного ребенка), подносики и листы бумаги по количеству детей, пять треугольников для выкладывания образца.

Ход занятия. Педагог раздает детям листы бумаги и подносы с формами и предлагает выложить красивые елочки. Дети выполняют задание самостоятельно. После этого ребенка, правильно сложившего елочку, приглашают к фланелеграфу, и просят сложить елочку на фланелеграфе из крупных элементов. Дети рассматривают образец, педагог уточняет принцип выкладывания елочки: «Вот какая красивая елочка - самый маленький треугольник наверху, потом побольше, еще больше, еще больше, самый большой треугольник внизу».

«Найди место для матрешки».

Цель. Учить систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов.

Оборудование. 6-местная матрешка.

Ход игры: взрослый разбирает перед детьми матрёшку и собирает вкладыши попарно. Затем выстраивает матрешек в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы и предлагает детям закрыть глаза, берет одну из матрешек, выравнивает интервалы, между оставшимися и просит детей найти место матрешке.

«Достань шарик».

Цель: учить детей решать задачи в образном плане с использованием вспомогательных средств в проблемной ситуации.

Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.

Ход занятия: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, просит сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется, педагог говорит: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему поможет достать шар? » При необходимости можно создать реальную ситуацию и попросить ребенка достать шар. После выполненного действия показать картинку и вновь предложить ему сказать, как мальчик достанет шар.

«Волшебная мозаика».

Материал. Набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребенка. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Руководство: педагог раздает детям наборы и говорит, что у каждого теперь есть волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры (кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т. п. Упражнение целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).
Задачи развития наглядно-образного мышления.

1. Развивать способность мысленного преобразования предмета.

2. Развивать способ ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

3. Развивать способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов

4. Развивать способность планировать свои действия в уме.

Игры и упражнения

«Поезд»

Цель. Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.

Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения.

Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будите вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда, куда показывает стрелка (далее дети едут сами).

«Схематизация»

Оборудование: листы бумаги, на каждом из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.

Инструкция: для первой вводной задачи дается инструкция: «Перед вами полянка, на которой нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо ёлочки, потом мимо грибка, тогда найдете домик». Педагог смотрит, как решил задачу ребенок и при необходимости исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, взрослый говорит: «здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти правильный домик по письму. Но письмо здесь другое: в нём нарисовано, куда идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах психолог проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Далее детям уже дается краткая инструкция: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его» или «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке».

«Подбери узор».

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения.

Оборудование: карточки и узоры к ним.

Ход игры: дефектолог показывает фигурку, а дети находят, у кого на карте есть подходящий узор, и смотрят, подходит ли фигурка по форме. На индивидуальных занятиях можно предложить ребенку самому найти из предложных фигурок нужные и расположить их на карточках.

«Чего не хватает?».

Цель: развитие понимания смысла ситуации, наличие элементарных представлений, возможность использования прошлого опыта, формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

Оборудование: шесть сюжетных картинок, на которых изображен персонаж без предмета-орудия. Внизу сюжетная картинка- ряд предметных картинок, изображающих недостающие предметы.

Процедура: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает. В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа.

Инструкция: ребенку предъявляют сюжетную картинку с изображением ситуации, в которой не хватает какого- либо элемента. Ребенка просят назвать предмет, которого недостает: «чего не хватает на этой картинке?» В качестве помощи можно предъявить вспомогательную картинку с изображением различных предметов, как нужных так и не нужных для правильного ответа: «чего не хватает на этой картинке? Найди нужный ему предмет».

«Разбитая чашка».

Цель: развить у детей понимание явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч.

Процедура: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения активизируется восприятие и понимание сюжета уточняющими вопросами: «что находится на столе? Что лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с чашкой?» потом ребенок рассказывает все, что произошло.

«Нарисуй целое».

Цель: учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).

Ход игры: педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого ребенок складывает картинку и снова рисует ее.

«Найди свою игрушку».

Цель: продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением знакомых детям предметов (изображения контурные), листу бумаги и простые карандаши или черные (коричневые) фломастеры по количеству детей, игрушки или предметы, соответствующие изображениям на разрезных картинках.

Ход игры. На столе у педагога игрушки и предметы, они накрыты салфеткой. Детям раздаются разрезные картинки, раскладывая их в случайном порядке, каждому ребенку своё изображение. Педагог просит детей внимательно рассмотреть картинки, не складывая их, раздает бумагу и карандаши (фломастеры) и просит нарисовать целую картинку. По окончании рисования снимает салфетку с игрушек, находящихся на столе, и предлагает каждому ребенку найти то, что он нарисовал. Дети находят игрушки, называют их, сравнивают со своим рисунком.

«Найди к схеме картинку».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.

Ход игры: ребенку предъявляются карточки с изображением одного предмета и схематическими изображениями к ним. Ребенок анализирует схемы к предмету и находит ту, которая подходит.

«Лабиринты».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

«Подбери по контуру картинку».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок и пунктирных линий к ним.

Ход игры: детям раздается по одной карте. Затем взрослый по одной показывает маленькие карточки и спрашивает: «У кого есть такая же картинка?». Если у ребенка есть этот предмет на карточке, ребенок забирает эту картинку себе и выкладывает на своей карточке.
Задачи формирования словесно-логического мышления

1. Формирование способности устанавливать временные связи.

2. Формирование способности устанавливать временные, причинно – следственные связи и зависимости.

3. Формирование умения рассуждать, формулировать выводы в виде суждении и умозаключения.

Игры и упражнения

«Что лишнее?»

Цель. Развивать умение находить общее и различать свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку.

Оборудование. Картинки с изображением фруктов, продуктов и т.д.

Ход игры: Предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

«Сюжетные картинки».

Цель: развитие понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, понимания шутки, юмора, а также на умение выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Оборудование: картинки с шестью вариантами задания:

А) сюжетная картинка с явным смыслом;

Б) сюжетная картинка со скрытым смыслом;

В) последовательные картинки с явным смыслом сюжета;

Г) последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

Д) последовательные картинки с незавершенным концом действия;

Е) «нелепицы».

Процедура и инструкция:

Варианты А, Б. Ребенку показывают картинку и предлагают рассказать, что на ней нарисовано. Если ребенок не в состоянии сам составить рассказ, проводится беседа по данной картинке в вопросно-ответной форме. Если картинка со скрытым смыслом сюжета, а из рассказа ребенка не видно, понял ли он его смысл, то нужно задать уточняющий или наводящий вопрос.

Варианты В, Г и Д. Перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке; затем его просят установить их последовательность и составить по ним рассказ.

Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной — начало, на другой — продолжение, и так до конца. Разложи все картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Если словесной инструкции бывает недостаточно в этом случае нужно указать ребенку на первую по порядку картинку и предложить работать дальше самому. Если ребенок не понял сразу смысл картинки, можно показать ему ее еще раз.

Инструкция: если предъявляются последовательные картинки с незавершенным сюжетом, после установления последовательности событий ребенку предлагают придумать конец рассказа: «Как ты думаешь, что было дальше? Чем кончилась эта история?»

Вариант Е. Ребенку предъявляют картинку «Нелепицы» и предлагают ее внимательно рассмотреть. После этого проводится беседа, во время которой выявляется отношение ребенка к ситуациям на картинке, понимание их нелепости, заключенного в них юмора. Если ребенок не выражает удивления, не дает каких-либо объяснений, картинка его не забавляет, то целесообразно задать несколько вопросов, например: «Что здесь изображено? Бывает ли такое на самом деле? Как ты думаешь, смешно это или нет? (О каком-нибудь фрагменте). Почему?»

«Угадай что это».

Цель: учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на участке (если игра проводится на участке), узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление и связную речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры: педагог напоминает детям, что недавно у них на занятии была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины.

Инструкция: Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в группе есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот должен найти этот предмет и принести сюда на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин не окажется на столе у педагога.

«Похож, не похож».

Цель: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, связную речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Педагог напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Инструкция: Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.
Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Основной задачей развития связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логопедической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях, т.е. на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, которые проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя [53]:

1) развитие понимания устной речи: умение, вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов;

2) подготовку к овладению диалогической формой общения;

3) практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на-, по-, вы-;

4) усвоение притяжательных местоимений мой - моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

5) умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения I лица единственного числа в изъявительное наклонение III лица единственного числа настоящего времени;

6) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, при демонстрации действий, по картине, по моделям:

а) именительный падеж имени существительного - согласованный глагол + прямое дополнение;

б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;

7) закрепление навыка составления короткого рассказа.

В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта [12].

При обучении детей с III уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.

Рассмотрим более подробно такие задания по развитию связной речи, как составление предложения, составление рассказов: по сюжетной картинке; по серии картинок; рассказ-описание; пересказ.

Составление различных типов предложений

На первоначальных этапах работы по развитию связной речи необходимо широко использовать, разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:

а) по демонстрации действий,

б) по вопросам,

в) по картине,

г) по опорным словам.

Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространенным приемом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? чем? и т. д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это дает возможность усваивать конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.

Сначала взрослые дают детям 2-3-4-ступенчатую инструкцию, а затем подводят их к тому, что они сами должны придумать для товарищей серии заданий. На первоначальных этапах обучения эти задания были просты и наглядно воспринимаемы, (например: взять лейку и налить в нее воду, подойти к окну и полить цветок, открыть коробку и достать карандаш, принести утюг и погладить платье и т. д.). Постепенно цепочки заданий увеличиваются, появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий, (например: взять красную пластмассовую лейку, налить в нее воду из ведра, подойти к окну и полить фиалки; или: принести маленький детский утюжок, погладить шелковое кукольное платьице и повесить его на вешалку в шкаф). Аналогичное упражнение лучше проводить с подгруппой из 3 — 4 детей с тем, чтобы один выполнял действие другой — подсказывал, а третий — «контролировал» правильность воспроизведения и давал оценку — «обо всем ли рассказал ребенок» и добавлял пропущенные звенья. Далее осуществляется постепенный переход от умения составить предложения по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы, которые заучиваются детьми [52].

Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа. Дети сами выбирают действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных и т. д.), атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на фланелеграфе обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней. Три-четыре высказывания можно соединить в рассказ. Одному из детей предложить пересказать весь сюжет.

Можно усложнять задание: без опоры на наглядность самостоятельно придумать новые звенья в сюжете. Детские рассказы рекомендуется записывать на магнитофон и давать детям прослушивать. Это, с одной стороны, повышает их эмоциональный настрой, а с другой, позволяет более критически со стороны оценить себя. Анализируя подобные рассказы начального и последующего этапов обучения, можно показать и детям, и родителям положительную динамику речевого развития.

При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.

При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает воспитывать у ребенка доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.

Рассказы детей будут более полными и развернутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, «образные средства родного языка».

Использование сюжетных картин и серии картин при составлении рассказов

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитием речи. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения» и др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

2. Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Ледоход», «Река замерзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал В.В. Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий: составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н. Радлова, сюжетные серии из пособия Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше и др.

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др.

5. Описание пейзажной картины.

Последние два вида занятий также проводятся на втором году обучения.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:

▪ подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.);

▪ разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа;

▪ анализ детских рассказов.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти В.П. Глухов рекомендует после разбора содержания картин проводить игровые упражнения типа: «Кто больше увидит?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); а также прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др. [12].

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы:

▪ образец рассказа логопеда по картине или ее части,

▪ наводящие вопросы, предваряющий план рассказа,

▪ составление рассказа по фрагментам картины,

▪ коллективное сочинение рассказа детьми.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Важно научить ребенка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить свое отношение к изображенным событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребенка, (например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребенок пришел впервые в детский сад, какие у него были любимые игрушки, с кем из детей и как он играл и т. д.).

Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность событий в рассказе. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребенком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.

Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа-описания изображенного пейзажа могут быть использованы пейзажные картины из тематической серии В.А. Езикеевой («Зима», «Весна») и др. В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.). При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках, какие они» и т.п. [14].

Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывание необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, пробуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких заданий можно отнести следующие:

1.Составить рассказ о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогичный изображенному на сюжетной картинке.

2.Завершить рассказ, составляемый по готовому началу (с опорой на картинку).

3.Придумать начало рассказа по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов рассказа на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала рассказа. Для облегчения задания к текстам подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей, используются различные схемы, планы и модели.

Использованию символов и моделирования сюжета важно, потому что моделирование — это способ последовательного формирования речевых умений навыков, который позволяет выявлять содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами. Это способ, который опирается на постепенность, поэтапность, тренировку и обеспечивает единство мыслительной и речевой деятельности.

На значимость наглядности и моделирования указывали С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин Л. С. Выготский [11].

Опорное моделирование – распространённый приём обучения. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

Символы могут быть разными, могут изображаться буквами-зверюшками, цветными геометрическими фигурками, как показано на рисунке 1.

Р
исунок 1.

В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по опорным моделям и составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия. О развитии возможностей детей с общим недоразвитием речи составлять рассказы с элементами творчества будет изложено ниже.

Обучение пересказу

Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4-летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приемов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты (5-8 предложений); в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с четко выраженным началом, серединой и концом сюжета, с понятным и интересным для детей содержанием, со знакомой лексикой и простым синтаксисом (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь); наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е. Улицкой, сказка «Рукавичка» и др.

Подготовительный этап работы включает:

а) предварительную беседу, подводящую ребенка к содержанию рассказа;

б) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;

г) повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;

д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.

Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.

При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и др.), на употреблении предлогов с пространственным значением (в, на, над, под, из-за и т.д.). Обращается внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность), например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение таких слов- «маркеров» значительно облегчает детям составление связных высказываний. По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений (сказка «Зимовье» в обработке И.С. Соколова-Микитова; «Про Томку» Е.И. Чарушина и др.) дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов). При этом выполняющий задание ребенок опирается на данный педагогом образец фрагмента рассказа. При пересказе других произведений (например, «Три охотника» Н.Н. Носова) можно использовать такой прием трансформации текста, как замена рассказа от первого лица, рассказом от третьего лица. Например:

1. «Пошел я как-то зимой в лес, а ружья у меня в ту пору не было: тогда маленький был.»

2. «Однажды зимой Ваня пошел в лес. Ружья у него не было. Он был еще маленький».

Указанная форма работы способствует овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения высказываний путем практических целенаправленных действий с ними.

У детей с ограниченными речевыми возможностями в начале обучения, наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. По мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Или: педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить.

При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста.

Можно рекомендовать ряд специальных, вспомогательных и активизирующих приемов, способствующих развитию у детей с общим недоразвитием речи внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развернутых высказываний. Рекомендуется, например, такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка [14].

На последующих этапах обучения пересказу сначала логопед, а затем и сам ребенок делает вывод или дает оценку поступкам, поведению главных героев. После обсуждения содержания детей подводят к размышлению о названии рассказа. Выслушиваются все предложенные варианты, выбираются более подходящие по смыслу. Можно предложить объяснить детям, почему именно такое название более всего подходит к данному рассказу.
Использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением видеоматериалов предлагается следующий:

1.Предварительное чтение текста;

2.Просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись);

3.Просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы;

4.Пересказ текста по фрагментам.

Используются приемы пересказа «по цепочке», выборочный пересказ и др. Для составления пересказа рекомендуются мультфильмы по сюжетам народных сказок, сказкам братьев Гримм («Горшок каши», «Бременские музыканты»), диафильмы из серии «Смешинка» и др.
Рассказ-описание

При обучении детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

■ развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

■ формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;

■ овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

▪ подготовительные упражнения к описанию предметов;

▪ формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

▪ описание предметов по основным признакам;

▪ обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем);

▪ закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

▪ усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При проведении подготовительных упражнений (1-11 периоды первого года обучения) основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Можно использовать упражнения:

  • на узнавание предмета по его описанию,

  • сравнение предметов по основным признакам,

  • упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.

При проведении упражнений (например, на сравнение предметов) предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком, (например пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины), затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты и т.д.). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.). Указанные упражнения способствуют развитию слухового внимания и восприятия, внимания к понятийной стороне речи и подготавливают детей к самостоятельному описанию предметов.

Во втором и третьем периодах первого года обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью логопеда (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем — с опорой только на данный образец).

Для составления описаний по вопросам логопеда подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками (мяч, арбуз, морковь и т.п.). Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества и др.). Например: «Это арбуз. Арбуз зеленого цвета. По форме он круглый. На ощупь твердый, гладкий. На вкус арбуз кисло-сладкий».

Такой образец дает детям обобщенное представление о структуре высказывания-описания и ориентирует их на фразовые ответы. В случае затруднений при ответах на вопросы используется прием дополнения предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребенком всей фразы.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем: «Овощи и фрукты»; «Мебель»; «Транспорт» и др.). Дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов:

  • Определение (называние) предмета.

  • Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

  • Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Например: Это арбуз. По форме он круглый. Этот арбуз зеленого цвета. На вкус он сладкий, на ощупь твердый, гладкий. Арбузы растут на грядке в огороде. Их едят. Они полезны. Арбуз – это ягода.

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей, пространственного расположения его частей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. Детям также можно предложить определенный порядок его рассматривания и описания (сверху - вниз, спереди - назад, от основной части к деталям).

Если у детей возникают затруднения, то можно предложить вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой. Эффективен прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку; включение описаний в игровые ситуации (конец первого — второй год обучения), например: «Магазин», в которой «продавец» должен узнать предмет по его описанию, «Пропала кошка», которая направлена на закрепление навыков описания животных (в ходе игры один из участников делает объявление о пропавшей кошке с ее описанием по цветной открытке-фотографии, а другие дети по данному описанию отыскивают кошку-игрушку); «Мы сыщики», одни дети составляют описание «пропавшей» игрушки по памяти, а другие дети должны ее найти и др.


Обучение рассказыванию с элементами творчества

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Обучение рассказыванию с элементами творчества начинается сразу после того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений [73].

Подбираются такие задания:

1.Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).

2.Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3.Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции (петух, забор — Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором и т.д.).

4.Восстановление предложений со смысловой деформацией («Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами». «Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки»).

5.Составление предложений со словами из числа названных логопедом (мальчик, девочка, красками, читать, писать, рисовать, книжку).

Дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигает их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, в котором выделяются начало, продолжение, конец.

В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли.

Для развития особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества можно также использовать и такие задания:

1. Составить рассказ о каком-либо случае, происшедшем с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ.

2. Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Задание, также позволяет выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

3. Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки.

(«Осенью вернулись из жарких стран зимующие птицы — скворцы, воробьи, соловьи». «В лесу дети слушали песни певчих птиц — соловьев, жаворонков, воробьев, галок».) После исправления смысловых ошибок составить предложения, употребляя вместо лишних слов другие, более характерные для данного текста: кружат, мелькают ласточки; суетятся, вьются воробьи; проносятся стрижи.

4. Пересказать короткий текст. Например, рассказ Л. Н.Толстого «Катя и Маша». Предлагаются следующие варианты творческих заданий:

-придумать продолжение событий;

- инсценировать рассказ;

- ввести новые персонажи.

5. Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения.

6. Придумать сказку по предложенному сюжету.
М.М. Кольцова считает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас. Используя усвоенное, они, проявляя творческие способности, вносят элементы нового [73].

Выбор темы сказки и краткая обрисовка сюжета — важные методические моменты обучения творческому рассказыванию. Сюжет должен вызвать у детей желание придумать сказку, рассказать так, чтобы она была понятна, включить в нее некоторые описания. Предлагаемый сюжет должен учитывать уровень речевого развития детей, соответствовать имеющемуся у них опыту. Необходимо, чтобы сюжет побуждал работу воображения, затрагивал нравственные и эстетические чувства, служил углублению интереса к речевой деятельности.

Сказки, придуманные детьми, оформляются таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записываются взрослыми на листах определенного формата (альбомный лист), дети сами иллюстрируют свои сказки или их эпизоды рисунками, из этих листов изготавливаются книжки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Игрушки». Дети с удовольствием рассматривают эти книжки, вспоминают понравившиеся сказки, обмениваются впечатлениями, просят воспитателей почитать ту или иную сказку.

Сочинение сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, при этом реализуются художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию.

Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.

Разыгрывание сказки требует совместного творчества детей, иногда совместных действий с взрослыми, если дети затрудняются продолжить или закончить сюжет или переходят к шаблонным фразам, шаблонному использованию персонажей. Сказку можно инсценировать с помощью кукол. Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Работа над сказкой продолжается дома — родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.

Данные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку, как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления(73). Это лишний раз подтверждает нашу гипотезу о взаимосвязи развития словесно-логического мышления и формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать производимые учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов. Дети должны научиться, не только пользоваться определёнными словами и выражениями, но и вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
  1   2