Главная страница

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна



Скачать 78.07 Kb.
НазваниеИгровая оздоровительная гимнастика после дневного сна
Дата13.03.2016
Размер78.07 Kb.
ТипДокументы

Игровая оздоровительная гимнастика

после дневного сна.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так:

  • гимнастика в постели

  • упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки

  • дыхательная гимнастика

  • индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа

  • водные процедуры


Методика проведения

оздоровительной гимнастики

после дневного сна.


  1. Пробуждение детей.

  2. Гимнастика в постели.

  3. «Холодная комната» – корригирующая ходьба или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

  4. «Теплая комната» – комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки.

  5. «Холодная комната» – комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

  6. Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа.

  7. Водные процедуры.


Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания: готовит «холодную» комнату (игровая или раздевалка) температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой».

Пробуждение детей осуществляется под звуки плавной музыки, громкость которой медленно возрастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и др. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления, и как следствия, головокружение. Длительность гимнастики в постели – 2-3 минуты.

Затем дети переходят в «холодную комнату» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, на корригирующих дорожках) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильным выполнением упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части – 2 – 3 минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки и т.д. упражнения выполняются в течение 2 – 3 минут.

Затем вновь переходим в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивать дозировку упражнений нужно постепенно от 0,5 – 1 до 5 – 7 минут.

Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу и нуждающимися детьми (часто болеющими). Он может организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать детям с диагнозом «плосковальгуные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети переходят к выполнению водных процедур (умывание, обливание рук прохладной водой и т.п.).

Общая продолжительность гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12 – 15 минут.

Все оздоровительные мероприятия должны проводится в игровой форме (дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения), что позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, решаются сразу несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осмысленную моторику, а главное – все это доставляет детям огромное удовольствие.

Гимнастика в постели
Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, потянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 3-4 раза.
Самомассаж головы («помоем голову») И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыльте волосы, хорошенько помойте головы со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые! »
Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба («отправляется в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
Профилактика нарушений осанки.
Физкультминутка «У меня спина прямая».
И.п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.


У меня спина прямая, я наклонов не боюсь,

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.
1, 2, 3, 4, 3, 4, 1, 2

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу

1, 2, 3, 4, 3, 4, 1, 2

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

Наклонюсь туда – сюда! Ох, прямешенька спина.

1, 2, 3, 4, 3, 4, 1, 2

наклон вперед

действия в соответствии с текстом

повороты туловища

ходьба на месте

повороты туловища

действия в соответствии с текстом

наклоны туловища

повороты туловища



Поза «зародыш» (хатха - йога).

И.п. – лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержать в этом положении, рослее чего опустить голову, выпрямит ноги и расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.
Дыхательно – звуковая гимнастика «Полет на Луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель» И.п. – стойка ноги врозь, руки пред грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на выдохе произносить : «Р – р – р – р». Повторить 4 – 6 раз.
«Летим ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У – у – у - у». Повторить 4 – 6 раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4 – 6 раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присест, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4 – 6 раз.
«Лунатики». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи - хи». Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить 4 – 6 раз.

Гимнастика в постели
Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»). И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.
Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуть в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»). И.п. – сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть » лицо. Повторить 3 – 4 раза.
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).
Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем замершие ножки после прогулки по снегу»):

  • ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах;

  • ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками (вместе и попеременно);

  • вытянуть ноги и соединить, «рисовать» ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

  • ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола; из того же и.п. поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.

Каждое упражнение повторить 6 – 8 раз.

Профилактика нарушений осанки.
Упражнение «Сосулька». Вис на вытянутых руках на турнике детского спортивного комплекса. При этом туловище держать прямо, ноги вместе. Постепенно увеличивать время выполнения упражнения.
Дыхательно – звуковая гимнастика «Новый год».
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок вдох – и.п.; выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.
«Елочка нарядная». И.п. – стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох – приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
«Хлопушка». И.п. – стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны, выход – опустить вниз, хлопнуть по ногам, сказать: «Хлоп!». Повторить 6 – 8 раз.
«Дует Дед Мороз». И.п. – сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох – и.п.; выдох – протяжно сказать: «У – у – у – у». Повторить 6 – 8 раз.
Дифференцированная работа с детьми,

часто болеющими простудными заболеваниями.
Игра «Гонки снежинок». На старте выстраиваются несколько человек, у каждого снежинка, вырезанная из бумаги (салфетки). И.п. – стоя с опорой на кисти и ступни, снежинка лежит на полу пред ребенком. По команде дети начинают дуть каждый на свою снежинку, чтобы она передвигалась вперед к линии финиша. Побеждают дети, прошедшие всю дистанцию, не касаясь снежинок руками.
Водные процедуры.