Главная страница

Игры и упражнения Игра: «Солдатики, смирно!»



Скачать 168.34 Kb.
НазваниеИгры и упражнения Игра: «Солдатики, смирно!»
Дата05.04.2016
Размер168.34 Kb.
ТипДокументы

Приложение 2
Игры и упражнения
Игра: «Солдатики, смирно!»
(Ориентировка правых и левых частей тела)

Работа начинается с выделения правой ведущей руки. Виды заданий:

  • Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку.

  • Поднимать то левую, то правую руку (можно с закрытыми глазами). Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу правой, левой рукой.

  • Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу и т.д.; показать правые и левые части тела у человека, стоящего напротив.



Игра: «Что за шум?»
Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры: Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать.

Игра: «Делай с нами»
ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. ДЕТИ повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.
Игра: «Наоборот»
ОБРАЗЕЦ: один – много

ЛОГОПЕД: ДЕТИ:

большой маленький

белый черный

высокий низкий и т. д.

Игра «Собираем урожай»
Поздним летом в огород Из земли – за чуб плутовку!

Собирается народ. Тянем сочную … (морковку)

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай! Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить … (редиску)

Здесь весною было пусто.

Летом выросла … (капуста) Помогает деду внук –

Собирает с грядок … (лук)

Солнышко светило, чтоб

Ярче зеленел … (укроп) Просит дедушка Федюшку:

- Собери еще … (петрушку)

Собираем мы в лукошко

Очень вкусную … (картошку) Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий … (кабачок)

От дождя земля намокла. Вот и все! Хоть и устали,

Вылезай, толстушка … (свекла) Урожай мы весь собрали!

Упражнение: «Копирование точек»

. . . . . . . . . . Учащимся предлагается скопировать

._________________ образец – несколько групп точек,

расположенных в строчках. Образец

. . . . . . . . . . располагается слева, рисовать рекомендуется

____.___.__________ справа, на свободном месте листа.

После выполнения задания, каждый

. . . . . . . . . . . . . ребенок рассказывает о пространственном

.________._________.____ расположении точек.
Игра «Маленький жук»

















































Правила игры. Жук может ходить вверх, вниз, вправо или влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении. Дети по очереди говорят, куда должен перейти жук. Проигрывает тот, у кого жук выходит за пределы игрового поля.

Примечания. Взрослый должен сразу же показывать на доске, где оказался жук в результате очередного перемещения. Именно это позволяет детям четко соотнести словесное обозначение направления с его зрительным образом.
Игра «Шумящие коробочки»

10 – 12 коробочек от «Киндер – сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими и шуршащими материалами, например горох, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др. Участники игры должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие.

Игра «Пешеход»
ДЕТИ выполняют действия, упомянутые в стихотворении, а потом обсуждают правила перехода улицы.
Я на дорогу выхожу. (ДЕТИ маршируют)

Сперва – налево погляжу, (Показывают рукой)

Потом – направо и вперед, (Показывают рукой)

И ты – умелый пешеход! (Эти слова логопед говорит каждому ребенку).

Игра «Сосчитай удары».
Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).
Игра: «Кто внимательнее?»

ЛОГОПЕД показывает картинку и называет изображение. Затем произносит название картинки, изменив первый звук. Услышав ошибку, дети хлопают в ладоши, поднимают сигнал.
Игра «Наоборот» (слова противоположные по значению). Зима - лето
грязь - … вопрос - …

добро - … друг - …

радость - … лентяй - …

толстый - … свет - …

день - … жара - …

плюс - … правда - …

Упражнение «Послушай, сообрази, доскажи»
Заяц прыгает, а ласточка … (летает)

Червяк ползает, а рыба … (плавает)

Лошадь скачет, а змея … (ползет)

Гусеница ползет, а кузнечик … (прыгает)

Корова мычит, а лошадь … (ржет)

Собака лает, а кошка … (мяукает)

Курица кудахчет, а кукушка … (кукует)

Овца блеет, а свинья … (хрюкает)

Лягушка квакает, а мышь … (пищит)

Сорока стрекочет, а ворона … (каркает)

Голубь воркует, а воробей … (чирикает)
Упражнение «Расскажи стихи руками»

ЛОГОПЕД читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту строку, сопровождая соответствующими выразительными движениями рук.
«Моя книга»

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик – круглый бок:

Вверх – вниз, прыг – скок.

В книжке зонт. Открой – и пой:

Лупит дождь – а ты сухой!

Киска в книжке близко – близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

Ведь у киски мех такой

Теплый!!!
Игра «Что получилось?»

ЛОГОПЕД предлагает детям выполнить ряд действий по расстановке букв, например:

  • выложи букву О;

  • справа от нее положить букву К;

  • слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?

(кот, жук, дом, дым, пол, ком, кол …)
Упражнение «Добавь словечко»

Едет он на двух колесах, Он с бубенчиком в руке,

Не буксует на откосах. В сине – красном колпаке.

И бензина в баке нет, Он веселая игрушка,

Это мой … (велосипед) А зовут его … (Петрушка)
Когда порою одиноко, Нет лучше качелей,

Вдруг в тишину ворвется звон, Чем ветки лиан,

И голос друга издалека Для этих гимнасток -

Тебе подарит … (телефон) Кривляк … (обезьян)

На одной ноге кружится, Они обычно для шитья,

Беззаботна, весела, И у ежа их видел я.

В пестрой юбке танцовщица, Бывают на сосне, на елке

Музыкальная … (юла) А называются … (иголки)

Кто один имеет рог? Сам он весит 10 тон,

Отгадайте … (носорог) А зовут беднягу … (слон)
Идет спокойно, не спеша – Я бываю по неволе.

Пусть видят все, как хороша! И от счастья и от боли,

Удобна и прочна рубаха, От обиды, неудач

В которой ходит … (черепаха) Догадались – это … (плач)
Я в шубу снежную одета, Я для отдыха, для сна,

Хоть люблю мороз сама, Да и в школе я нужна,

Потому что я … (зима) Называюсь … (тишина)
Игра «Большие и маленькие» сады - садики

зонты – торты –

мосты – винты –

коты – усы –

Игра: «Ухо – нос»

По команде «ухо!» Дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» - за нос. Педагог не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения.
Упражнение «Четвертый лишний»

Груша, огурец, яблоко, апельсин.

Тарелка, кастрюля, диван, чайник.

Туфли, брюки, сапоги, тапочки.

Кровать, кресло, шкаф, книга.

Помидор, лук, банан, капуста.

Платье, костюм, пальто, лампа.

Медведь, корова, заяц, волк.

Клубника, черника, трава, малина.

Река, мост, озеро, море.
Упражнение «Найди рифму»
1. Как у нашего Мирона 5. Проснулась старушка и стала искать

На носу сидит … (ворона) Домашние туфли, свечу и … (кровать)
2. Кит царапался, кусался, 6. Мы гуляли по Неглинной,

Если ж был неравен спор- Заходили на бульвар,

От врагов своих спасался, Нам купили синий - синий,

Залезая на … (забор) Презеленый красный … (шар)
3. Сел он утром на кровать, 7. В темноте увидел Петя:

Стал рубашку надевать, Сверху смотрит великан.

В рукава просунул руки - Оказалось на рассвете -

Оказалось, это … (брюки) Это старый … (чемодан)
4. Брал в столовой дядя Степа 8. Тут и мыло подскочило

Для себя двойной обед. И вцепилось в волоса,

Спать ложился дядя Степа – И юлило, и мылило,

Ноги клал на … (табурет) И кусало, как … (оса)


Упражнение «Подскажи словечко».

Закончить предложение подходящим однокоренным словом к слову «игра».
Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра)!
Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы … (играть)!
Наш щенок - такой шалун,

Забияка и … (игрун)!
Мой котенок шаловливый,

Очень ласковый … (игривый).
У малышки – погремушка.

Очень шумная … (игрушка)!

Игра: «Где спрятался звук?»

У педагога – набор предметных картинок; у каждого из детей – карточка, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук – в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.

Упражнение «Угадай предмет в руке»

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза платком. Он протягивает вперед ладонь, на которую кладут какой – нибудь маленький предмет (монету, спичку, значок и др.). Он должен ощупать предмет одной рукой и угадать его.
Упражнение «Большие и маленькие»

Логопед называет слово в единственном числе. Дети должны подобрать к нему слово во множественном числе, а второе в уменьшительно – ласкательной форме, но тоже множественного числа. Например: рыба – рыбы, рыбки.
гора - … нора - …

нота - … липа - …

изба - … лапа - …

зонт - … бант - …
Игра: «Обозначь хлопками схему слова»

ЛОГОПЕД: «Рыба, заяц, зима, весна, овощи, природа, голова»

ДЕТИ хлопками обозначают схему слова, выделяя сильным хлопком ударный слог. Например: но-га – хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок).
Игра: «Молчанка»

У каждого ученика – карточки с цифрами 1, 2, 3.

Перед началом игры из числа игроков выбирается помощник ведущего – «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим). За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки, на каждую из которых по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
Упражнение «Подскажи словечко»
«Снегопад»
Тихо, тихо, как во сне, Все бегут в перегонки

Падает на землю снег Все хотят играть в …(снежки)

С неба все скользят пушинки – Снежный ком – на снежный ком,

Серебристые пушинки, Все украсили …(снежком0,

Кружатся над головою Словно в белый пуховик

Каруселью …(снеговою) Мы одели снеговик.

На проселке, на лужок Рядом – снежная фигурка -

Все снижается …(снежок) Эта девочка - …(снегурка).

Землю белой, чистой, нежной, На снегу – то посмотри-

Застелил постелью …(снежной). С красной грудкой … (снегири)

Вот веселье для ребят – Словно в сказке, как во сне,

Все сильнее … (снегопад) Землю всю украсил … (снег).
Игра «Где, чей домик?»

ЛОГОПЕД показывает картинки.

ДЕТИ составляют по ним предложения и «поселяют» их в два домика: домик, где живут предложения с предлогом «НА», и домик, где живут предложения с предлогом «В».

Примеры предложений: В гнезде пищат птенцы. Платок лежит В кармане. Чайник кипит НА плите. Рыба живет В реке. Вазу поставили НА стол. Овощи продают В магазине. Крот живет В земле. Цветы растут НА клумбе. Книга упала НА пол. НА дороге большая лужа. Лена играет НА гитаре.


Упражнение «Разложи картинки по рядам»

Игрокам предлагается рассмотреть предметные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый ряд – картинки с заданным звуком в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова.

Игра «Наоборот»
ЛОГОПЕД: ДЕТИ:

Бабочка села НА ромашку. Бабочка слетела С ромашки.

Картину повесили НА стену. Картину сняли СО стены.

Вася влез НА дерево. Вася слез С дерева.

Машина выехала ИЗ гаража. Машина въехала В гараж.

Заяц заскочил В кусты. Заяц выскочил ИЗ кустов.

Лена вышла ИЗ двери. Лена вошла В дверь.
Игра: «Что? Где? Когда?»

Вопросы:

  • Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».

  • Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».

  • Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук К, а последним – Ш.

  • Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.

  • Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний – К.

  • Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У.

  • Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А.

  • Назовите слова, у которых второй слог – КА.

  • Как зовут кошку, если последний звук ее клички А?

  • Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук Р?

  • Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? и т.д.


Игра: «Отгадай»

ЛОГОПЕД читает загадку:

Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем,

Мы гуляем ПО лугам, ПО зеленым берегам,

Вниз По лестнице сбегаем, вдоль ПО улице шагаем.

Но чуть вечер – НА порог, остаемся мы без ног.

А безногим – вот беда! – ни туда и ни сюда!

Что ж – хозяин НА кровать, - значит, тоже будем спать.

А когда вернутся ноги – вновь поскачем ПО дороге!

(обувь)

ДЕТИ отгадывают загадку и повторяют по памяти словосочетания с предлогом «ПО».

Практическая работа: Походите ПО классу, постучите ПО столу, почертите мелом ПО доске, погладьте соседа ПО голове. Рассказывая, что вы делали, пользуйтесь предлогом «ПО».
Игра «Будь внимателен»
1. Назовите первое слово в предложениях.

По морю плыл теплоход. По тропинке ползет жучок. По лугу пробежал ветерок. К дому подъехала машина. К Лене пришли гости. К стене поставили кресло.

2. Закончите по смыслу предложения. Сколько слов в ваших предложениях?

Человек шел по … Грачи разгуливали по … Трамвай идет по … Лыжник бежит по … Утки подплыли к … Зоя приехала к … Ласточка подлетела к … Лошадь привязали к … Мама погладила сына по … Автобус идет по… Коньки скользят по … Муравей ползет по … Папа подошел к … Лиса подкралась к …

3. Назовите третье слово в предложениях.

Машина ехала по мосту. Мама подошла к плите. Лена бежит по тропинке. Кошка крадется по крыше. Собака подбежала к хозяину. Синицы подлетели к кормушке.


Игра: «Кто в каком домике будет жить?»
Перед началом игры ЛОГОПЕД рисует на доске три домика, в которых будут жить животные. В первом домике будут жить те животные, название которых состоят из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех. Каждое названное животное обозначается условным значком; дважды называть животное нельзя. Выигрывает тот, кто придумает правильно и больше слов – названий животных.
Упражнение «Подбери слова». Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч мебель

тополь цветок

шкаф насекомое

тарелка дерево

пальто одежда

муравей посуда

щука игрушка

роза рыба
Игра: «Запретное движение»

ЛОГОПЕД хлопает в ладоши, меняя положение рук (перед собой, сзади, вверху, внизу, справа, слева). Одно движение – «запретное». ДЕТИ повторяют за ним движения и должны услышать, что скоро будет «запретное» движение (хлопки становятся тише), и, когда ЛОГОПЕД показывает его, выполнить вместо него предыдущее движение.

Игра: «Кто быстрее, кто больше?»

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.

Например, сироп: соль – сахар, ирис – игра, рак – роль, озеро – ослик, парк – пыль.
Прочитай пословицу по первым буквам картинок.


Игра: «Тогда и сейчас»

Измените слова – действия по образцу: гулял – гуляю.
ЛОГОПЕД: ДЕТИ:

Я косил (траву) Я кошу

Я носил Я ношу

Я писал Я пишу

Я висел (на турнике) Я вишу

Я мазал Я мажу

Я лизал Я лижу

Я вязал Я вяжу

Я свистел Я свищу

Я блестел Я блещу

Я гостил Я гощу
Игра: «Слог – шаг».
ЛОГОПЕД дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!».

Игрок должен вспомнить слово, в состав которого входит столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
Упражнение: «Слова – неприятели».

Назвать слово противоположное по значению.
холодный тупой

поднять зима

низко темно

легкий начало

чистый мокрый
Упражнение «Расставь буквы».

Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились.



Упражнение «Взрослые и детеныши»

ЛОГОПЕД называет взрослого зверя, ДЕТИ называют его детеныша.

Например: Тигр - … (тигренок), лев - … (львенок), слон - … (слоненок) и т.д.
Найди все слова в цепочке.


Упражнение: «Соединить половинки слов»
само ляр род раст

бук верт при ездка

фут варь воз ина

бал вар раз горок

кап кон по очка

кон нал сор бор

ва ка пар воз

ка гон водо фор

гон кан сема та

Упражнение: «Закончи предложение»
Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня четверг, то завтра будет … Сегодня пятница, а вчера был … а, завтра будет … и т.д.
Игра: «Делай с нами»

ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. ДЕТИ повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.
Упражнение: «Составь слова»

к, о, с (сок) е, р, о, м (море)

у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)

м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)

т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)

ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)

д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

Прочитай слова по первым буквам картинок. Напишите это слово в клеточках, и нарисуй этот предмет.



Чайнворд загадок. Заполните пустые клеточки ответами на загадки.


1









2










3



















4










5



















6
















7










8







9







10














1. Круглый, полосатый, с хвостиком.

2. Тоже полосатое, но животное.

3. Стеклянный домик для рыбок.

4. Человек в морской форме.

5. То, что держит в руках почтальон.

6. Посуда, из которой едят суп.

7. Что обычно пишут на конверте?

8. Тот, на кого лает Моська.

9. Темнокожий человек.

10. Плавает в аквариуме.

(Ответ: АрбуЗебрАквариуМоряКонверТарелкАдреСлоНегРыбка).

Рассыпанные слоги.
Это было в воскресенье Так кружились, так вертелись,

У слона на дне рожденья. Что на части разлетелись.

Гости пели, веселились, Раз, два, три, четыре, пять,

В хороводе так кружились, Помоги гостей собрать.
АН – ЛО – ТИ – ПА – ДИ – КО – ДИЛ - КО – КРО – ШИМ – ЗЕ – ПАН – КО – РИЛ - НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – И – ГИ - МУР – ГО – ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ!

(К слону пришли: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена).
Упражнение: «Пятый лишний».


  1. стол, стул, пол, шкаф, полка;

  2. осина, тополь, сосна, береза, клен;

  3. горький, кислый, сладкий, горячий, соленый;

  4. Иван, Сергей, Петров, Федор, Семен;

  5. молоко, кефир, мясо, творог, сметана;

  6. река, озеро, море, мост, пруд.


Упражнение «Аналогии»

собака – щенок, а лошадь - … (жеребенок)

малина – ягода, а двенадцать - … (число)

зубы – жевать, а глаза - … (видеть)

дерево – ветка, а рука - … (палец)

теплоход – вода, а поезд - … (рельсы)

бежать – стоять, а молчать - … (кричать)

птица – клюв, а лев - … (пасть)

предложение – слово, а слово - … (буква)
Найди в квадрате следующие слова.

Спрятанные слова.

Какие слова здесь спрятались. Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.



Игра: «Не зевай»

ЛОГОПЕД: ДЕТИ:

ложка из дерева деревянная

цветы из бумаги бумажные

сок из вишни вишневый

сок из томатов томатный

сок из моркови морковный

шуба из зайца заячья

шуба из белки беличья

шуба из волка волчья
Расшифруй загадки. Замени значки буквами.



Игра: «От слова к слову».

Какое новое слово получится, если к нему в конце или начале добавить один звук?
Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы (КОСЫ)
Написал письмо Тамарке,

Я забыл приклеить арки (МАРКИ)
Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют ушки (ПУШКИ)
Друг приехал из Полтавы.

Он привез письмо от лавы (СЛАВЫ, КЛАВЫ)
Мы от страха все притихли.

На арену вышли игры (ТИГРЫ)
Долго пол маршировал.

И трубач в трубу играл. (ПОЛК)
Любим мы на бок ходить.

Боксеру надо смелым быть. (БОКС)
Найди в таблице все слова и обведи их.

С этими словами составь предложения.