Главная страница

«Эко. Лаборатория территория успеха»



Скачать 473.64 Kb.
Название«Эко. Лаборатория территория успеха»
страница1/3
Г.В.Петухова
Дата09.02.2016
Размер473.64 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3

Карабашский городской округ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»

Учительский проект

«Эко. Лаборатория - территория успеха»



Автор:

Учитель биологии высшей категории

Г.В.Петухова
Карабаш 2013

Паспорт проекта


Наименование

проекта

«Эко.Лаборатория – территория успеха» на основе эколого-биологической лаборатории.

Назначение проекта

Проект является документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша», характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, образовательные потребности, возможности и особенности развития обучающихся.


Сроки реализации 2006 – 2011 гг

проекта

2013-2015 уч.г.

Разработчик проекта

Учитель географии- биологии МКОУ «СОШ №6 г.Карабаша» Г.В.Петухова

Нормативная база разработки проекта

  • Закон «Об образовании»;

  • Конституция Российской Федерации

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  • Федеральная целевая программа «Дети России»;

  • Президентская  инициатива «Наша новая школа».

  • Конвенция о правах ребенка;

  • ФГОС ООО;

  • Устав школы.




Согласована

Проект согласован с Комитетом по образованию г.Карабаша

Цель проекта     

Установить предметное, метапредметное и личностное содержание экологического и биологического образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.



Приоритетные направления:


  • Укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения: оптимальная организация учебного дня с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей; недопущение учебной перегрузки.

  • Высокий уровень обеспечения соответствия результатов обучения требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО. Обеспечение необходимого уровня социальной адаптированности выпускников школы.

  • Совершенствование образовательного процесса, ориентированного на развитие информационной культуры обучающихся: координация действий в обновлении образовательных технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных).

  • Освоение инноваций в процессе реализации проекта и  обеспечение предпрофильной подготовки обучающихся.

  • Развитие информационных потоков для интенсивного развития и обеспечения соответствующего государственным требованиям качества школьного экологического и биологического образования.




Ожидаемые результаты проекта

  • повышение качества образовательного процесса,

  • совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

  • освоение и использование в образовательном процессе новых образовательных технологий;

  • сформированность информационной культуры субъектов образовательного процесса.




Участники проекта

  • учителя предметники химии, биологии, краеведения, физики, начальных классов, физической культуры.

  • Обучающиеся всех ступеней образования через классно- урочную и внеурочную деятельность.

Ресурсы проекта

  • Наличие предметной эколого- биологической лаборатории (оснащение ноутбуками и электронными микроскопами)

  • Укомплектованный кабинет биологии, географии, химии.

  • Рабочий сайт НОУ «Эрудит» на основе, которого проект начал функционирование,




Перспективы развития проекта

  • Создание сетевого взаимодействия с ЧГПУ

  • Подготовка методических рекомендаций по работе с эколого-биологической лабораторией

  • Проведение семинаров и практикумов на базе эколого- биологической лаборатории.


«Мы инструменты, одаренные памятью и способностью ощущать.

Наши чувства – клавиши, по которым ударяет

окружающая нас природа и в душе

нашей звучит чудная музыка.

Д. Дидро

Актуальность проекта

В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека в окружающую среду вносит такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле. Проблема охраны природы в настоящем и будущем становится главной. И поэтому важность экологического воспитания детей в современном технологичном мире переоценить невозможно.

Решение проблемы экологического образования школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа". Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что "жизнь может быть преображена утверждающим понятием "культура"?

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом, и чем изощрённее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях.

Можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами (что съесть? чем обогреться?) и над сложными (как сохранить природу?). Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Избранные экологи-профессионалы не решат экологических проблем общества, ибо с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от таких контактов не уберечь. Экологическую грамотность, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием. На иной путь не остается времени. Разрушение природных комплексов возрастает.

На наш взгляд, рассмотрение вопроса экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармонию с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое же поведение складывается из отдельных собственных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам других людей. В сущности экологического воспитания выявили две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Мы пришли к выводу о необходимости анализа: как экологическое сознание и поведение способствует формированию экологической культуры учащихся школы.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно- следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности
Экологизация содержания традиционных школьных предметов, введение в практику школы новых интегрированных курсов, создание экологически направленной образовательной среды - важнейшие условия, выполнение которых способствует формированию личности экологически культурной.

В рамках современной реформы образования возникла насущная проблема разработки региональной образовательной компоненты для школьных программ, учитывающей географические, природные и экономические особенности региона. «Весь комплекс вопросов, связанных с созданием системы непрерывного экологического образования в школе будет определяться разработкой новой интегрированной образовательной области "Экология, здоровье, безопасность жизни", построенной по модульной технологии. Ее новая надпредметная функция обеспечивать на базе школьных вербальных знаний социализацию учащихся, развитие у них экологических ценностей, включение детей в посильные практические общественно-полезные отношения и гражданскую деятельность системы общего экологического образования, закладывающего основы экологической культуры» (Захлебный А.Н.)

В связи с этим в школьном образовании обозначились противоречия:

- между современными требованиями общества к экологическому образованию подрастающего поколения и недостаточным развитием основ экологической культуры учащихся;

- между потребностью педагогической теории и практики в усвоении школьниками содержания предметов экологического направления, с одной стороны, и необходимостью применения экологических знаний в их жизненной практике, с другой стороны, то есть усвоенные экологические знания, умения и навыки, ценностные ориентации не становятся личностно значимыми.
ЦЕЛЬ данного проекта: проанализировать формирование в школе экологически направленной образовательной среды, способствующей развитию личности, владеющей экологической культурой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Образовательные – формирование у обучающихся целостной системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, привитие навыков исследовательской работы в экологической тематике.

  • Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, деятельности, здорового образа жизни. Воспитание экологически культурной личности через углубленные знания по краеведению и основам экологии.

  • Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, раскрытие творческого потенциала и разносторонних способностей детей.

Объект проекта – формирование экологической культуры школьников.
Предмет проекта - учебно-воспитательная работа общеобразовательной школы, направленная на экологическое образование учащихся.
Гипотеза: формирование у подрастающего поколения мотивации к овладению экологической культурой будет эффективней при создании в школе системы работы по экологическому воспитанию и образованию, как в рамках классно-урочной так и во внеурочной деятельности.

«Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации…»

Г. Ягодин, Л. Третьякова

Способы и методы достижения целей проекта
Проведенные экологами исследования показывают, что школьной программы, знаний, полученных только на уроках, недостаточно для формирования экологической культуры, что большинство школьников не видят взаимосвязей в природе, не осознают вреда, причиняемого природе действиями человека. На родительских собраниях мы провели опрос родителей, на педсовете - опрос учителей и опрос учащихся. Результаты опроса показали, что из школы надо выпустить человека здорового не только физически, но и нравственно, вооружённого знаниями, умениями и навыками, которые позволяли бы ему быть готовым к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного активно участвовать в современной жизни, грамотно и гуманно влияя на неё.

А для этого необходимо формирование экологической грамотности и экологического сознания школьников, чтобы человек понимал недопустимость нарушения равновесия между "живой природой и окружающей ее средой, об ответственности человека перед природой и о последствиях, которые проистекают для самого человека из его безоглядных "побед" над природой». То есть требуется экологическое образование, изучение экологических проблем на территории своей местности, конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды силами учащихся. Локальный и региональный уровни особенно важны при формировании экологической культуры подрастающего поколения, так как родной край у ребенка ассоциируется с домом – одной из важнейших ценностей человека. Образ среды обитания как своего дома определяет и стратегию безопасного поведения, направленного его сохранение.

Бывший генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор считал, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь». Что достаточно прочно вводиться в новых образовательных стандартах.

group 17

line 39


Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания и адекватное изменение способов (механизмов) его усвоения учащимися. Мы считаем, что экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и буду им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.
Основным ресурсом, обеспечивающим реализацию концепции экологического образования в интересах устойчивого развития, является гуманитарно-технологическая, психолого-педагогическая, экологическая компетентность педагога школы, подкрепленная эколого- биологической лабораторией.

Педагог как организатор (лидер-взрослый) совместной экологической деятельности занимает ведущую позицию в социально-педагогическом экологическом пространстве региона. Для обеспечения этих функций он должен знать основные положения концепции устойчивого развития и владеть гуманитарными технологиями освоения школьниками знаний о путях и средствах разрешения экологических проблем, технологиями группового взаимодействия, стимулирования и развития лидерских качеств ребенка.

Формирование экологической культуры наших учеников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
На индивидуальных занятиях мы предлагаем выполнение наблюдений за растениями, животными, грибами и т.д., природными сообществами, расположенными в окрестностях школы, дома, где живет ребёнок. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Мы организуем наблюдения таким образом, чтобы учащиеся получали знания не только о строении, поведении, развитии живых организмов, но и о взаимном влиянии человека и живой природы. Работа над экологическими проектами может выполняться ребёнком как индивидуально, так и в группе. Для индивидуальных и групповых наблюдений экологического характера мы используем задания, рекомендуемые для полевого экологического практикума.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в НОУ. Именно НОУ получило наибольшее распространение в практике внеклассной работы в нашей школе. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Мы строим нашу работу в соответствии с глобальными экологическими проблемами: продовольственной, энергетической, охраной здоровья населения, сохранением генофонда биосферы, сбережением ресурсов. Большое внимание мы уделяем изучению местных экологических систем в связи с деятельностью человека по темам: «Лес и человек», «Луг и человек», «Почва и человек», «Водоем и человек», «Окружающая среда и здоровье человека».

Массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, акции, экскурсии, походы - также способствуют формированию экологической культуры наших учеников.

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем. Такая работа направлена на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить кедр от пихты. Мы считаем, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок переступил порог школы в первый раз. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина, «всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей Земле горящими ступнями, всё воспринять и снова воплотить ».

Еще одним направлением является внеурочная деятельность, обязательная в связи с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО. Где предусматривается развитие универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в урочной и внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:

  1. На развитие личностных универсальных учебных действий:

  • на личностное самоопределение;

  • на развитие Я-концепции;

  • на смыслообразование;

  • на мотивацию;

  • на нравственно-этическое оценивание.




  1. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

  • на учёт позиции партнёра;

  • на организацию и осуществление сотрудничества;

  • на передачу информации и отображению предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры;

  • групповые игры.




  1. На развитие познавательных универсальных учебных действий:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.

  1   2   3