Главная страница

Доклад на школьном методическом объединении учителей истории и иностранного языка. Тема: Организация работы над тренировочными заданиями при подготовке к егэ по английскому языку



НазваниеДоклад на школьном методическом объединении учителей истории и иностранного языка. Тема: Организация работы над тренировочными заданиями при подготовке к егэ по английскому языку
Воронина Наталья Михайловна
Дата10.02.2016
Размер66.2 Kb.
ТипДоклад

МБОУ «Мстерская СОШ Вязниковского района»

Доклад на школьном методическом объединении учителей истории и иностранного языка.

Тема: Организация работы над тренировочными заданиями

при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Автор: Воронина Наталья Михайловна

Учитель английского языка

(2 квалификационная категория)

Мстера

2012

Единая цель ЕГЭ по английскому языку – оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции.

Цель организации работы над тренировочными заданиями к ЕГЭ по английскому языку – определить, насколько у учащихся сформирована коммуникативная компетенция и с помощью тренировочных упражнений помочь учащимся , сдающим ЕГЭ, преодолеть трудности и сформировать определенную тактику выполнения заданий в формате ЕГЭ.

ЕГЭ по английскому языку имеет свою специфику: экзамен состоит из 5 разделов. Первые 4 раздела составляют письменную часть экзамена ( задания и ответы на них даются в письменной форме). Последний раздел является письменной частью экзамена, который экзаменуемые проходят индивидуально в процессе собеседования с экзаменатором. Поэтому, подбираемые преподавателем тренировочные задания должны по сложности и по характеру выполнения соответствовать каждому разделу ЕГЭ.

При подготовке учащихся к ЕГЭ с помощью тренировочных заданий их следует познакомить с основными моментами и трудностями, возможными на экзамене.

  1. Объяснить учащимся, что для успешного прохождения экзамена необходимо освоить стратегии выполнения разных тестовых заданий ( наиболее общая из них – внимательное прочтение и точное выполнение инструкций к тестовому заданию);

  2. Каждый учащийся, планирующий сдавать ЕГЭ, должен в общих чертах знать процедуру проведения экзамена. Необходимо заранее ознакомиться с форматом бланков ответов и освоить процедуру переноса ответов из КИМ в бланк ответов. Познакомить с процедурой проведения устной части экзамена.

  3. Процедура проведения экзамена строго регламентирует временные рамки выполнения письменной части экзамена и устных ответов учащихся. Сформировать у учащихся умения работать в условиях ограниченного времени.

Как все эти аспекты могут проявлять себя в каждой части экзамена, что следует учитывать при подборе тренировочных заданий?

«Аудирование» состоит из заданий тестового типа:

  1. Понять основную мысль теста на слух.

  2. Понять и извлечь необходимую информацию из текста.

  3. Полностью и детально понять смысл текста.

Таким образом, в тренировочных заданиях этого раздела в рамках содержательного аспекта должно происходить развитие и совершенствование различных видов аудирования как комплексного речевого умения. Технологический аспект предполагает знакомство со спецификой заполнения бланков ответов ЕГЭ, тренировку и выполнение тестовых заданий разного типа. При этом нет необходимости превращать эту тренировку в «натаскивание» на выполнение заданий в формате ЕГЭ. Различные виды и стратегии аудирования формируются в процессе обучения английскому языку с помощью разнообразных упражнений, в состав которых можно с успехом включить задания тестового типа (См. приложение)

Перед экзаменом надо дать учащимся возможность получить достаточный опыт работы в формате ЕГЭ, предложив им несколько раз проделать в соответствующих временных рамках комплексы тестовых заданий.

При подборе тренировочных заданий раздел «Аудирование» необходимо учитывать требование отработки разных стратегий аудирования для формирования специфических умений, таких как:

  • Умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;

  • Умение понимать информацию в перефразированном виде;

  • Умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом.

  • Умение прогнозировать развитие высказывания;

  • Умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;

  • Умение понимать и использовать невербальные способы предоставления информации в звучащем тексте.

  • Умение делать выводы из услышанного;

  • Умение отделять главную информацию от второстепенной;

  • Умение воспринимать и понимать в тексте ключевые слова.

«Чтение» предполагает проверку умений и навыков в разных типах чтения:

  1. Умение понимать основное содержание текста на базовом уровне;

  2. Умение понимать структурно-смысловые связи на повышенном уровне;

  3. Умение полно и точно понимать прочитанный текст на высоком уровне.

Для того, чтобы научить учащихся правильно выполнять различные типы заданий, контролирующие необходимые умения читать с разной целью, необходимо развивать у них прогнозирование, концептуальную догадку, интерпретацию, умение работать с ключевыми словами и т.д. При работе с текстом надо помнить, что он должен быть интересным, понятным, выполнимым по объему и достаточно трудным.

Тренировочные задания этого раздела можно организовать в несколько этапов:

  1. Предтекстовый этап: приёмы, которые вызывают интерес к тексту, активизируют знания учащихся об окружающем мире и дают учителю возможность понять, достаточно ли у них знаний и жизненного опыта, чтобы успешно справиться с текстом.

  2. Упражнения на текстовом уровне помогают сформировать умения, необходимые для выполнения заданий в разных типах чтения.

  3. Послетекстовый этап учит школьников выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Если у учащихся на достаточном уровне сформировано умение работать с текстом, это дает им возможность выполнять задания на разные виды чтения: ознакомительное, поисковое.

Таким образом, ознакомительные упражнения настраивают учащихся на внимательное прочтение тем, с которыми им впоследствии придется соотнести предполагаемые в тестовом задании тексты. В процессе проделывания упражнений учащиеся учатся прогнозировать содержание текстов по заголовку. Задания по поиску в текстах эквивалентов, предлагаемых в упражнениях слов, помогают научиться догадываться о значении незнакомых ключевых слов в тексте, а так же выделять в тексте с помощью ключевых слов смысловые вехи и опоры.

«Лексика и грамматика» предполагает проверку:

  1. Умения использовать в соответствии с контекстом грамматические формы разных частей речи;

  2. Умение использовать не формообразующие, словообразующие аффиксы английского языка;

  3. Лексико-грамматические навыки.

Поэтому система тренировочных заданий должна включать упражнения для совершенствования упомянутых лексико-грамматических навыков и умений и знакомства с алгоритмом их выполнения.

«Письмо» Раздел включает в себя:

  1. Письмо личного характера;

  2. Письменное высказывание с элементами рассуждения.

Первый этап в этом разделе – ознакомление с особенностями оформления и требованиями к заданиям обоих типов.

При выполнении учащимися заданий следует им внушить необходимость внимательно прочитывать задание, чтобы понять, какую коммуникативную задачу им необходимо решить. Тренировочные задания должны включать упражнения на правильное оформление письма в соответствии с принятыми нормами использования неофициального стиля общения.

При подборе зданий на тренировку написания сочинения должно быть учтено, что сочинение может быть двух типов: «за» и «против» и «сочинение – выражения собственного мнения».

В процессе работы с тренировочными заданиями предлагается познакомиться с сочинением - образцом и оно подвергается анализу с точки зрения использования в нем языковых средств. Далее составляется план сочинения на заданную ситуацию, что приучает учащихся заранее структурировать свое письменное высказывание. Кроме того, напоминается о необходимости проверить сочинение и использовать в нем адекватный стиль.

Таким образом, необходимы упражнения, которые, с одной стороны, приучат учащихся внимательно читать задания и определять тип предлагаемого сочинения, и с другой стороны, помогут на практике освоить специфику каждого из заданий и содержательно правильно выстраивать письменные ответы с использованием соответствующих языковых средств.

«Говорение» Этот раздел представлен тематическим монологическим высказыванием и диалогом с целью обмена оценочной информацией.

Тренировочные тестовые задания по монологической речи должны быть направлены на формирование частного умения продуцирования развернутого высказывания. С другой стороны, эти упражнения должны помочь освоить технологию выполнения тестового задания в формате ЕГЭ.

Диалогическая речь на иностранном языке в силу своих характеристик сложнее, чем монологическая, так как в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудиорования. Поэтому в тренировочных упражнениях должны быть задания, в которых различные виды диалога отрабатываются в формате ЕГЭ.

В целом система тренировочных заданий для подготовке к ЕГЭ должна быть нацелена на достижение главной цели – успешное прохождение учащимся итоговой аттестации по английскому языку. Поэтому она должна системно подходить к решению этой задачи и учитывать все особенности экзамена.

Библиография.

  1. Кинах Л.С. «Готовимся к ЕГЭ». ».// « Первое сентября. Английский язык»; № 10 – 2009г.

  2. Клековкина Е.Г. «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку».// « Первое сентября. Английский язык»; № 17-24 – 2007г.

  3. Прохорова Е.Ф. «Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Английский язык». Учебное пособие. – М.: Интеллект-центр, 2012. – 112с.

  4. «Результаты Единого государственного экзамена по английскому языку. Анализ результатов и рекомендации по подготовке к экзамену во Владимирской области».- Владимир: Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки информации ЕГЭ. 2011. – 54 с.

  5. «Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку».// « Первое сентября. Английский язык»; № 1-3 – 2009г.