Главная страница

Целевой раздел. Пояснительная записка. Адаптированная основная образовательная программа (далее аооп)



НазваниеЦелевой раздел. Пояснительная записка. Адаптированная основная образовательная программа (далее аооп)
страница1/9
Дата10.02.2016
Размер1.3 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Целевой раздел.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Понятие «образовательная программа» раскрывает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Глава 2. «Система образования», Статья 12. «Образовательные программы».

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

В основе образовательной программы школы лежат следующие подходы к организации образовательного процесса:

- Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

- Здоровьесберегающая среда в учреждении.

- Социально-педагогические исследования семьи, оказание семье социальной, правовой, педагогической, психологической, медицинской помощи.

- Важнейший принцип работы – ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных, воспитательных технологий, что способствует мотивации к обучению обучающихся (воспитанников).

-Использование в образовательном процессе ролевых игр, методов моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов.

- Расширение и укрепление материально-технической базы: использование в учебном процессе мультимедийной техники, компьютерных технологий, специальных коррекционно-развивающих программ.

Образовательная деятельность ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края соответствует задачам государственной и региональной политики в сфере коррекционного образования.

Цели образовательной программы:

  1. эффективность организации образовательного процесса, которая понимается как мера качества совместной деятельности учащихся, педагогов, руководителей, родителей (их законных представителей) обеспечивающая развитие ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края, взаимодействие с другими структурами в обществе;

  2. обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального общего и основного общего образования на уровне требований специальных программ коррекционной школы VIII вида;

  3. создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе.

Адаптированная основная образовательная программа обеспечивает решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

- обеспечение вариативности получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная основная образовательная программа направлена на получение личностных и предметных результатов. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты - освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. С целью достижения планируемых результатов

необходимы следующие мероприятия.

Для повышения и обеспечения качества учебного процесса:

  • повысить персональную ответственность педагогов за конечные результаты своего труда;

  • продолжить работу по формированию и развитию профессиональной компетентности педагогических работников школы;

  • активнее использовать современные образовательные технологии обучения;

  • внедрять здоровьесберегающие технологии и компетентностный подход в образовательную деятельность;

  • продолжить компьютеризацию и информатизацию образовательного процесса;

  • улучшение материально-технической базы образовательного процесса;

  • адаптация методической работы к проблематике развития творческого потенциала личности, педагогической поддержки, её развитие в форме методической мастерской педагогов;

  • повышение воспитывающей роли обучения.

Для обеспечения общественного участия в жизни школы:

  • развивать сайт школы;

  • активно сотрудничать со средствами массовой информации, различными социальными структурами.

Для совершенствования воспитательной системы школы:

  • более эффективное исполнение функций классных руководителей и воспитателей в соответствии с современными подходами к воспитанию;

  • значительное расширение сферы внеурочной деятельности.

  • социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение процесса личностного становления учащихся с акцентом на «группу риска»;

  • усиление социализирующей, практической направленности воспитательного процесса;

  • содействие самоорганизации и самоуправлению обучающихся.

Педагогическая система школы - открытая система. Как отдельное образовательное учреждение школа входит в более широкие образовательные системы, являясь частью муниципального, регионального и федерального образовательного пространства. Одновременно школа является частью всей социальной системы, и ее жизнедеятельность в значительной мере обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. Школа посредством своей деятельности влияет на свою окружающую среду, одновременно подвергаясь ее влиянию. Социальное партнерство с учреждениями и организациями позволяет учащимся 5-9 классов получить опыт общения с другими людьми, развить свои коммуникативные навыки, эмоциональные проявления. У школы заключены соглашения о взаимосотрудничестве с ГУСО КК «Армавирским центром социальной помощи «Доверие» (по вопросам информационной и разъяснительной работы, пропаганде ЗОЖ), ГБУ СО КК «Армавирский КЦСО» (профилактическая работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении), МУ «Физкультурно-спортивным клубом «Пульс», МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества (внеурочная занятость), МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Армавира (проведение социально-значимых мероприятий по творческому, эстетическому, духовно-нравственному развитию учащихся), городским Советом ветеранов, общественной организацией «Особые дети», городским ансамблем «Русская песня», общественной организацией «Чернобылец», Центром традиционных боевых искусств «Пересвет». На базе школы проходят встречи с ветеранами войны, труда, знаменитыми людьми города, общественностью. Родители учащихся принимают активное участие в акциях, проводимых школой, а также в благоустройстве учебных кабинетов, в организации различных праздников, общешкольных мероприятий. Воспитательная работа в школе организована через деятельность Штаба воспитательной работы. Результаты социологического опроса учащихся и их родителей свидетельствуют о благоприятном микроклимате в ОУ, что является непременным условием жизнедеятельности школы.

Школьный ПМПК и педагоги осуществляют работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Проводимые обследования позволяют определить структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта, осуществить комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Коррекционно-развивающая работа с учащимися направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребенка, построение индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы в соответствии с психофизическими возможностями, интересами ученика; создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возрастных этапах развития, разработка индивидуальных планов, позволяющих прослеживать и фиксировать динамику развития ребенка, сохранение соматического здоровья, социальной адаптации и дальнейшей социализации.

В школе учатся дети различных индивидуальных потребностей и способностей. Школа, являясь образовательным, досуговым, просветительским центром призвана выполнять социальный заказ, в первую очередь, ближайшего окружения - родителей. Они ориентируются в рамках образовательных ожиданий на перспективные особенности рынка труда и необходимые для социальной успешности компетенции. Растет число тех семей, которые ориентируются при выборе школы на уклад школьной жизни, комфортность образовательной среды, общую культуру школы, уровень активной деятельности учеников в образовательном пространстве, реальность актуальной социализации.

Контингент учащихся, обучающихся в школе, составляет 150 детей. Из них 57 учащихся обучается по программе начального общего образования, 93 человека – по программе основного общего образования. Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся ОУ устанавливаются в соответствии с «Положением о приёме, переводе и отчислении обучающихся в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края». Прием детей осуществляется по путевке министерства образования и науки Краснодарского края.

Для 33 учащихся организовано обучение на дому по индивидуальной программе в соответствии с «Положением об обучении по индивидуальной программе на дому».

В учреждении обучаются дети с разными психофизическими ограничениями: ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы, с психофизическими нарушениями, с трудностями в обучении.

Социальный портрет обучающихся:

-80 % -дети-инвалиды

- 45 % - проживают в неполных семьях, в т.ч.

  • 3.5 % -воспитываются отцами;

  • 9 % - находятся под опекой;

  • 11 % - дети из многодетных семей;

  • 32 % - дети из малообеспеченных семей.

Гендерный состав учащихся: 64 % - мальчики, 36 % - девочки.

Образовательное учреждение востребовано, о чем свидетельствует сохранение контингента обучающихся. Этому способствуют следующие факторы: учебно - воспитательный процесс организован в соответствии с законодательством в сфере образования; организованы воспитательная, коррекционная работа, работа штаба воспитательной работы. Важным фактором сохранности контингента является открытость ОУ.

Образовательное учреждение реализует следующие основные общеобразовательные программы:

- начальное общее образование (1-4 классы) - начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционно-развивающей работой: осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности каждого обучающегося, воспитанника, определение его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса (продолжительность обучения 4 года);

- основное общее образование (5-9 классы) – осуществляется обучение по основным общеобразовательным предметам, профессионально – трудовая подготовка, социально-бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых школьников (продолжительность обучения 5 лет).

Для учащихся с глубокой умственной отсталостью реализуется программа обучения глубоко умственно отсталых детей, целью которой является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой).

Образовательная программа принимается педагогическим советом ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIII вида города Армавира Краснодарского края, вводится в действие приказом директора образовательного учреждения. Школа несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся, учредителем и обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы школы.

Основная образовательная программа государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы № 22 VIII вида города Армавира Краснодарского края разработана на основе нормативных федеральных и региональных документов:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

  - приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»,

- приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 23.10.2009 года № 3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов в общеобразовательных учреждениях»,

- приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 29.01.2014 г. № 399 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях,

- письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года №47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»,

- письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.08.2015 года №47-12213/15-14 «Об адаптированных основных образовательных программах коррекционных учреждений».

Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком. Режим функционирования образовательного учреждения устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2 2821-10 и Уставом образовательной организации. Продолжительность учебного года для первого класса - 33 учебных недели, для 2-9 классов – 34 учебных недели. Учебный год делится на 4 четверти. Со 2 по 9 классы школа работает в режиме шестидневной рабочей недели, в 1 классе – пятидневной рабочей недели. Максимально допустимая нагрузка обучающихся:

Классы

6 дневная учебная неделя

5 дневная учебная неделя

1

-

21

2-4

26

-

5

32

-

6

33

-

7

35

-

8-9

36

-

Изучение учебных предметов учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями, приказ Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576).

Учебный план для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессиональной трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации.

Курс «ОБЖ» в 1-9 классах изучается интегрировано с учебным предметом «Физическая культура». С целью укрепления здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся и развития их физических качеств введен дополнительный час «Физической культуры» в 1-9 классах. В 1 и 4 классах введен интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд». Изучение курса «Кубановедение» включено в следующие предметы: 1-4 классы – в коррекционные занятия «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», 5 класс – в «Природоведение», 6-9 классы – «Географию».

Обязательные занятия по выбору отводятся во 2 классе на «Коррекцию познавательной деятельности» (1 час) и «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (1 час); в 5 классе - на занятия по СБО (1 час).

Факультативные занятия распределены на социально-бытовую ориентировку (СБО) в 5 классе (2 часа).

Профессионально-трудовое обучение в 5-9 классах проводится по следующим трудовым профилям:

- столярное дело;

- швейное дело.

Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия осуществляются во второй половине дня для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями на «Логопедических занятиях» в 1-7 классах, «ЛФК» в 1-4 классах, занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1-4 классах. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, занятия лечебной физической культурой – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Для занятий по «Трудовому обучению» в 4 классе, «Профессионально-трудовому обучению» (швейное дело, столярное дело) в 5-9 классах и «Социально-бытовой ориентировке (СБО)» в 5-9 классах обучающиеся делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Летняя трудовая практика проводится по окончании учебного года в 5-7 классах в течение 10 дней, в 8-9 классах в течение 20 дней.

По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по «Профессионально-трудовому обучению» (швейное дело, столярное дело) и получают документ установленного образца об окончании учреждения.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, коррекционной работы разработаны на основе рекомендованных государственных и авторских программ:

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой) - подготовительный, 1-4классы. - Москва: «Просвещение», 2006г.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В. Воронковой) - 5-9 классы. - Москва: «ВЛАДОС», 2011 г.

3. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.- Москва, НИИ дефектологии АПН СССР, 1983 г.

4. Программы коррекционной логопедической работы по устранению нарушений письма (автор Л.Е.Шевченко). - АФ ГОУ ККИДППО, Армавир, 2011г.

5. Лечебная физическая культура (автор Кадыкова Т.М.).- г. Асбест, 2010.

6. Развитие психомоторики и сенсорных процессов (автор Сосновская Е.А.). - АФ ГОУ ККИДППО, Армавир, 2004г.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность, так как школа готовит своих воспитанников к трудовой деятельности и активному включению в социальную жизнь общества. В программах принцип коррекционной направленности является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9