Главная страница

Цель: ознакомление дошкольников с моральными качествами добро и зло



Скачать 43.79 Kb.
НазваниеЦель: ознакомление дошкольников с моральными качествами добро и зло
Дата25.02.2016
Размер43.79 Kb.
ТипДокументы

Занятие для детей старшей возрастной группы «Добро и зло».
Цель: ознакомление дошкольников с моральными качествами добро и зло.

Задачи: - раскрыть понятия добра и зла,

- обучить детей конструктивным формам выражения гнева,

- обеспечить адекватное ролевое поведение,

- проиграть образы сказки, которые символизируют добро и зло.

Методы: практический, игровой, словесный, слуховой.

Приемы: групповая работа, беседа, голосовая модуляция, погружение в игровую ситуацию, сказкотерапия.

Здоровье - сберегающие технологии: дыхательная гимнастика.

Аппаратное обеспечение: магнитофон.

Программное обеспечение: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Социализация».

Образовательные ресурсы: программа Т.И. Бабаевой «Детство», А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Интернет ресурсы: http://velia.su/rasskazy/skazka-o-dobre-i-zle.html.

Ход занятия:

Вводная часть. 1. «Доброе животное»

Цель: заинтересовать детей, способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

2. Дыхательная гимнастика.

Сидя на полу. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темное, затем только светлое.

Основная часть.

3. Беседа о добрых и злых поступках.

- В чем проявляется добро и зло?

- Какие черты характера отличают доброго человека?

- Может ли злой человек превратиться в доброго?

4. Упражнение: «Клоуны ругаются».

Для вымещения агрессии детям предлагается поругать друг друга. Все дети превращаются в клоунов, которые ругают друг друга разными словами. Тематика может быть разной: фрукты, овощи, предметы мебели.
5. Сказкотерапия «Добро и зло».

Дети распределяют между собой роли: старик, старуха, пёс, кот, мышка, колодец, зрители.

Инсценировка:

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними - пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком, и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота - же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его.

Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. «Бездельники, дармоеды!» - ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу. Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё - таки помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», - назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью - немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

После инсценировки все дети делятся впечатлениями о проигранных ролях и анализируют смысл сказки.

Заключительная часть:

6 релаксация: «Добро и зло».

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инструктора «зло», дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребёнок выбирает произвольно. По команде «добро» дети расслабляют все тело, чувствуют легкость. Психолог несколько раз чередует команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Рефлексия занятия: - Ребята, Вам понравилось наше занятие? Хочу, чтобы вы не спешили на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.